Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 80

Секция II
78
ного Афганистана и Северной Индии. Каждая из двадцати трех глав (
табака
)
сочинения посвящена разным представителям духовных и ветских властей.
Для нас наиболее важной является самая последняя — ХХШ глава сочи-
нения, в которой повествуется о монгольском нашествии. Вместе с известным
трудом Джувейни
«Тарих-и джахангуша»
эта глава—первая по времени пись-
менная фиксация сведений о монгольском нашествии в персидской историче-
ской литературе. Однако, в отличие от Джувейни, Джузджани был участником
и очевидцем описываемых событий, слышал рассказы своих современников.
Кроме того, в отличие от большинства других историков монгольского периода,
он не находился на службе у монголов и потому отзывается о них резко отри-
цательно. Джузджани был критически мыслящим, правдивым и непредвзятым
историком. Исследователи отмечали, что он честно описывал жестокости
монголов при завоевании исламских земель. Те монгольские ханы, которые
негативно относились к исламу и мусульманам, обязательно сходили у него
в ад. Монгольское нашествие в труде Джузджани предстает как колоссальная
атака на ислам в целом, как Божье наказание, а те, кто противостоял монголам,
рассматриваются как борцы за веру и мученики.
C другой стороны, он не считает зазорным для себя сказать о монголах
хорошее в том случае, если те покровительствовали мусульманам. Примеча-
тельны в этом отношении его чрезвычайно комплиментарные характеристики
и почти панегирики ханам Бату и Берке.
Багиров А. Д. (ИР НАНА, Баку)
Бакинские списки «Тухфа-и Сами» («Самов подарок»)
К числу важнейших источников азербайджанского литературно-эстети-
ческого наследия относятся средневековые
тезкире
(антологии). Именно
эти произведения наиболее полно отражают процесс развития литературы.
Одним из таких
тезкире
является сборник «
Тухфа-и Сами
», составленный
в 1550–1561 гг. Его автор—Абу Наср СамМирза Сафави, сынШаха Исмаила I.
В этом произведении собраны сведения о творчестве 633-х поэтов, живших на
рубеже XV–XVI вв. Автор разделил всех поэтов на семь групп, исходя из их
политических взглядов и сословной принадлежности. Произведение состоит
из вступления, семи глав и заключения.
Тезкире
«
Тухфа-и Сами
» неоднократно исследовалось в Индии, Иране,
Таджикистане. Самыми фундаментальными исследованиями являются труды
иранского ученого Рукнуддина Хумайуна Фарруха (1969) и таджикского иссле-
дователя Абдуллы Саттарова (1972). В различных рукописных фондах и част-
ных коллекциях мира хранятся десятки списков «
Тухфа-и Сами
». Три ранние
копии этого произведения хранятся в Институте рукописей им. М. Фузули
1...,70,71,72,73,74,75,76,77,78,79 81,82,83,84,85,86,87,88,89,90,...562
Powered by FlippingBook