Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XIV 108 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 раньше «иногородние» торговцы выступали на рынке индивидуально, как пред- ставители семейного бизнеса, то с появлением гильдий их профессиональная деятельность вышла за ограниченные рамки кровнородственных коллективов и приобрела масштабную форму региональных объединений. Возникновение торговых гильдий было обусловлено рядом значимых изме- нений в китайском обществе. В XV–XVI вв. в стране наблюдался подъем сель- скохозяйственного и ремесленного производства, возрастал объем и разнообра- зился ассортимент товарной продукции. Помимо растущих городов, в рыночные товарно-денежные отношения начали вовлекаться крестьянские хозяйства, ранее имевшие натуральный, самодостаточный характер. Все это вело к расширению и активизации внутреннего рынка, росту числа профессиональных торгов- цев, обострению рыночной конкуренции. В этих условиях добиться успеха в торговых делах ограниченными силами семьи стало крайне трудно. Назрела острая потребность объединения приезжих торговцев в крупные корпорации, каковыми и стали гильдии. Появлению и быстрому распространению шанба- нов и  хуэйгуаней способствовало также изменение традиционно негативного отношения власти к торговле и торговцам. Начиная с эпохи Хань, государство, руководствуясь выдвинутым конфуцианскими идеологами принципом «важного и второстепенного», проводило политику «поддержки земледелия и ограни- чения торговли». Это создавало для торговцев немалые трудности, однако не могло остановить развитие рыночных отношений в стране. В периодМин, когда экономическая роль торговли и купечества в китайском обществе многократно возросла, конфуцианская элита и власть были вынуждены, считаясь с новыми реалиями, постепенно отказываться от курса на дискриминацию частной ком- мерции. Этому способствовала и позиция самого купечества, представители которого писали наставления торговым людям, призывая их вести дела честно, в соответствии с конфуцианскими морально-этическими принципами 1 . Семейные предприятия продолжали функционировать, однако гильдии как более крупные профессиональные коллективы торговцев с общей целью завоевать рынок и получить прибыль обладали серьезными преимуществами в ведении бизнеса. Прежде всего, они, будучи купеческими кооперативами на паевых началах, располагали более крупными материальными средствами, чем любая отдельная семья. Это реально повышало конкурентоспособность. Но главное преимущество было в том, что наличие солидного капитала позво- ляло гильдиям максимально диверсифицировать свою торговую деятельность, сообразуясь с рыночным спросом. Именно это делало их более жизнеспособ- ными и устойчивыми в условиях отсутствия в императорском Китае правовой Цзинь Янъян. Чжунго шанъе ши ( 靳杨杨。中国商业史 История торговли в Китае). Пекин, 2014. С. 120–124. 1 Цзинь Янъян . Указ. соч. С. 120; Малявин В. В . Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин. М., 2008. С. 155–169.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=