Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Источниковедение и историография Китая Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 109 защиты частной собственности и предпринимательства. По мнению исследова- телей, из множества торговых гильдий в Китае XV — начала XVII в. самыми крупными являлись две — хуэйчжоуская и шаньсийская 1 . Уроженцы области Хуэйчжоу в северной части современной провинции Аньхуэй имели давние традиции занятия торговлей: первые сведения о купцах из Хуэйчжоу относятся еще к IV–V векам. Объединение их в гильдию произо- шло в середине Мин (конец XV—начало XVI вв.). С этого времени начинается бурное территориальное расширение коммерческой деятельности хуэйчжоусцев, причем главным направлением этой экспансии было южное. Одновременно происходила и отраслевая диверсификация торгового капитала гильдии. К концу Мин хуэйчжоусцы занимали ведущее положение на рынках многих центральных и южных провинций Китая. Их бизнес охватывал торговлю зерном, шелком, хлопчатобумажными тканями, чаем, древесиной. Немалые доходы давали и ссуд- ные конторы (ломбарды). Однако наиболее прибыльной являлась торговля солью. Аналогичной была и история шаньсийского гильдейского объединения. Торговцы из провинцииШаньси уже с начала XV века проявляли исключитель- ную активность и изобретательность в продвижении своего бизнеса. Первона- чальные накопления многие из них осуществляли в солеторговле, в снабжении провиантом минских военных гарнизонов на границе с Монголией и на рынке лошадей в Ляодуне. Главным направлением их торговой экспансии было север- ное. После образования гильдии размах коммерческой деятельности купцов из Шаньси многократно возрастал и к началу XVII века достиг практически общекитайских масштабов. Они торговали повсюду и имели существенные преимущества на стратегически важных рынках, в частности, столичном. Уни- кальным для той эпохи был и отраслевой охват бизнеса шаньсийцев (торговля солью, железными изделиями, чаем, шелком, хлопчатобумажными тканями, растительным маслом, натуральными красителями, лекарствами, древесиной и другими товарами). Шаньсийцы почти вдвое превосходили своих конкурен- тов-хуэйчжоусцев по разнообразию поставляемых на рынок товаров, а также по числу принадлежавших им ломбардов. Важной экономической новацией шаньсийской гильдии был опыт вложения торгового капитала в сферу материального производства. Так, члены гильдии покупали или брали в аренду участки земли, на которых наемные работники выращивали технические и лекарственные растения для изготовления идущих на продажу натуральных красителей или лекарств. Эту модель бизнеса можно оценить как мануфактурную, предкапиталистическую. В дальнейшем, при династии Цин шаньсийское купечество еще больше укрепило свое экономиче- ское влияние, создав в стране сеть банковских контор, которые осуществляли 1 Юй Синьянь (ред.). Цзяньмин Чжунго шанъе ши ( 余鑫炎。简明中国商业史 Крат- кая история торговли в Китае). Пекин, 2009. С. 178–180; Wilkinson, E. (ed.). Chinese History. A New Manual. Cambr. (Mass.) and London, 2013. P. 574–576.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=