Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

XV. Круглый стол 134 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 Виноградова Т. И. (БАН, Санкт-Петербург) Академик В. М. Алексеев о преподавании истории Китая (по материалам Синологической картотеки ученого) Соображения академика В. М. Алексеева (1881–1851) о методике препода- вания китаеведных дисциплин в высшей школе достаточно хорошо изложены в ряде его статей, опубликованных в сборнике «Наука о Востоке» 1 , и в его «Рабо- чей библиографии китаиста» 2 , где больше сказано о пособиях, необходимых для самообразования. В сохранившейся рабочей картотеке ученого (Синоло- гической картотеке) можно найти ряд ценных сведений о том, что основатель новой отечественной школы китаистики считал важным и необходимым при преподавании истории Китая. Следует сказать, что В. М. Алексеев — прежде всего филолог и культуролог, и проблемы, связанные с преподаванием китай- ского языка и литературы, освещены в его Картотеке в гораздо большем объеме. Карточки, касающиеся проблем преподавания китайской истории, входят в основном в разные подрубрики большого раздела «История». Проанализиро- вав материал, мы сочли нужным распределить информацию по пяти разделам. 1. Собственный опыт изучения истории в университете Записи в Картотеке свидетельствуют о том, что В. М. Алексеев хранил в личном архиве свои студенческие выписки из библиографий по истории Китая (за 1904 г.), выписки из переводов Дж. Легга (за 1902–1904 гг.), из разнообразных, в основном англоязычных «Историй Китая». Также им были составлены ученические генеалогические таблицы династии Юань. Об инте- ресе В. М. Алексеева к конфуцианству свидетельствует упоминание о его магистерской работе 27 апр. 1904 г. «Судьбы конфуцианства после сожжения книг при Цинь Ши Хуан Ди и отношение к нему государей западной Ханьской династии», а также наличие в архиве записей лекций Эд. Шаванна о Конфуции Confucious et son école. 2. Преподавание истории в вузах Материалы картотеки подтверждают, что В. М. Алексеев считал возможным преподавать историю Китая только путем чтения со студентами китайских исторических сочинений, начиная с «Исторических записок» Сыма Цяня. См.: «Китайская история как предмет университетского /текстового/ преподавания» (Мои отчеты по АН, стр.63). Со студентами разбирались оглавления к дина- 1 Алексеев В. М . Наука о Востоке. Статьи и документы. М.: ГРВЛ, 1982. 534 с. 2 Алексеев В. М . Рабочая библиография китаиста: Книга руководств для изучающих язык и культуру Китая / Под ред. Б. Л. Рифтина; отв. сост. Т. И. Виноградова. СПб.: БАН, 2010. 504 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=