Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Источниковедение и историография Китая Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 133 дворе с театром находятся выставка-музей, чайная, сувенирная лавка, в Хугуан хуэйгуань также расположены ресторан и зал искусства каллиграфии. Трехсотлетний Чжэнъицы является самым старым из всех перечисленных театров (1712), тогда как театру Хугуан хуэйгуань нет еще двух веков (1830). Примечательно, что в обоих театрах принципиально не используются микро- фоны, что в современном Китае, к сожалению, встречается редко. Репертуар спектаклей ориентирован, прежде всего, на иностранную публику, поэтому в нем изобилуют эффектные акробатические, пантомимные и танцевальные сцены из известных спектаклей Пекинской оперы цзинцзюй 京剧 («столичный спектакль»), а также музыкальной драмы куньцюй 昆曲 («куньшаньские мело- дии»), более доступные для восприятия, нежели вокальные номера. Квадратная сцена традиционно открыта с трех сторон, непосредственно на ней слева (со стороны актеров) располагается оркестр, состоящий обычно из 8 музыкантов. Сцену украшают расшитый шелком задник с пологами для выхода и ухода артистов, изречения о театральном искусстве на горизонталь- ных досках пайбянь 牌匾 и парные надписи дуйлянь 对联 на колоннах, которые поддерживают второй ярус. Сцены в два, а в императорских театрах и в три яруса строились в Китае достаточно часто, причем в Чжэнъицы верхний ярус активно задействуется во время спектаклей, тогда как в Хугуан хуэйгуань он несет лишь эстетическую функцию. В отличие от императорских театров, по сути представляющих собой сцены под открытым небом (например, большие театры Дэхэюань в Летнем дворце Ихэюань 德和园大戏楼 и Чанъиньгэ в Запретном городе Гугун 畅音阁大戏楼 ), сцены домов землячеств расположены в крытом зрительном зале с балконами по трем сторонам периметра; помещается здесь две-три сотни человек. Постро- енные из дерева, залы богато украшены резьбой, росписью, в театре Чжэнъ- ицы интерьер лож дополнен креслами-лежанками с атласными подушками, а в Хугуан хуэйгуань – шестигранными деревянными фонарями. По всему залу расставлены столики: традиция вкушения чая в театре во время представления, скорее всего, перешла из аналогичной практики, принятой в частных богатых домах, где спектакли устраивались по тем или иным поводам. Подобное успешно реализуется и в некоторых современных театрах, где преследуется цель вос- создать дух старины: в Пекине среди них Большой театр Чанъань ( 长安大戏 院 ) и театр Лиюань ( 梨园剧场 ), расположенный, как и некогда театры домов землячеств, в гостиничном комплексе «Цяньмэнь Цзяньго» ( 前门建国饭店 ) . «Атмосферные театры» – пожалуй, именно так можно назвать те места старого Пекина, которые в свое время были не только свидетелями, но и актив- ными участниками процесса постепенного ухода со сцены музыкальной драмы куньцюй и расцвета нового жанра – Пекинской оперы цзинцзюй . А сегодня бла- годаря особому духу, свойственному этим театрам, современный зритель может по-настоящему проникнуться искусством традиционной китайской драмы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=