Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Источниковедение и историография Японии Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 143 ющей Догэна как патриарха-основателя. Трактаты «Вместилища» Догэн писал и редактировал в течение всей жизни, и этот памятник был собран воедино уже посмертно. Несмотря на всю разноплановость входящих во «Вместилище» текстов, во всем корпусе прослеживается довольно четкая позиция Догэна, что позволяет считать его создателем собственной системы в рамках буддийской философии. Сейчас во «Вместилище» входит 95 текстов, первый из кото- рых — «Беседа о постижении Пути» ( 辨道話 , «Бэндо:ва»). Трактат, открывающий современные издания «Вместилища», весьма при- мечателен. Это одна из самых ранних работ Догэна (1231 г.), написанная на японском языке и рассчитанная на широкую аудиторию. Ни при жизни Догэна, ни при жизни Эдзё, его ученика и главного редактора его работ, трактат не входил в текст «Вместилища»; в эпохи Камакура и Муромати если он и был известен, то в очень узком кругу. Однако с конца XVII в. текст прочно утвер- дился на первом месте в собрании, и сейчас воспринимать его отдельно уже крайне сложно. Исследователи пишут о том, что в «Беседе о постижении Пути» в кратком виде собраны ключевые идеи «Вместилища». Это позволяет считать текст законно присоединенным к основному собранию в качестве введения, подготавливающего читателя к восприятию содержания остальных трактатов. С одной стороны, очень многое в трактате говорит в пользу этой точки зрения. Уже в первой части (из двух, на которые композиционно делится трак- тат) Догэн утверждает безусловный приоритет над другими видами практик именно и только сидячей медитации, сосредоточения сидя как единственно верного способа обрести просветление, несовместимого с другими буддий- скими практиками. С другой стороны, ряд особенностей текста «Беседы о постижении Пути» выделяет его среди других трактатов «Вместилища» и заставляет рассматривать этот трактат как отдельное произведение Догэна, выражающее его ранние взгляды, не тождественные воззрениям, к которым он пришел, например, ко времени постройки своего главного храма — Эйхэйдзи (осн. 1245). В докладе обе точки зрения рассматриваются подробно, с анали- зом текстовых фрагментов, позволяющим прийти к выводу о соотношении «Беседы» и текста «Вместилища» в целом. Для нужд современной школы Сото текст «Беседы о постижении Пути» крайне полезен именно в качестве введения к «Вместилищу». Если большин- ство трактатов сами по себе более конкретны, направлены на обсуждении того или иного частного вопроса (или практического — организации обряда или необходимости того или иного вида подвижничества, или теоретичес- кого—толкования какого-либо положения учения, расхожей фразы или коана), то в «Беседе о постижении Пути» действительно вкратце перечислены все основные положения учения Догэна. Текст написан более простым языком, почти не содержит коанов и идеально подходит для объяснения плюсов от принятия веры. С другой стороны, если говорить об исследовательском под-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=