Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XVI 144 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 ходе, то есть о попытке реконструировать взгляды самого Догэна как одного из наставников созерцания XIII в., текст «Беседы о постижении Пути» необходимо рассматривать отдельно, как самостоятельное произведение. Сравнивая стиль и содержание этого трактата с текстами, вошедшими во «Вместилище сути истинного Закона», уместно говорить об эволюции взглядов Догэна. Булацев С. Х. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Трактаты «Сюсинрон» и «Тайёрон» — средневековые источники по истории этикета японских воинских домов Искусство соблюдения норм этикета, рэйхо , рассматривается в Японии как одно из главных воинских искусств начиная по крайней мере с конца XII века. Одной из известнейших школ воинских искусств является Огасавара-рю:, школа рода Огасавара. Она специализируется на верховой езде, стрельбе из лука и этикете. Начиная с XIV века в качестве обозначения этих направлений как триединого воинского искусства дома Огасавара закрепился термин кю:хо: («сплетенные, объединенные искусства»). Начало существованияшколыОгасавара относится к 1187 году, когда первый патриарх этого рода, Огасавара Нагакиё (1162–1242), становится наставником в воинских искусствах уМинамото-но Ёритомо, основателя сёгуната Камакура. Специфической особенностью жизни сообществ («школ», «домов») япон- ских традиционных искусств, как воинских, так и гражданских, является нали- чие дэнсё, «книг преданий». Дэнсё служат концентрированным изложением учения школы и символом передачи традиции из рода в род. Обычно они предназначены для изучения и передачи только внутри данного сообщества. В области искусства этикета главными дэнсё школыОгасавара являются два трактата, «Сю:синрон» (далее — «Сюсинрон») и «Тайё:рон» (далее — «Тайё- рон»), созданные в первой половине XIVвека. Вплоть до наших дней они играют роль первоисточников, в которых излагаются фундаментальные основы этого искусства. Полные тексты трактатов существуют только в рукописном виде. Авторы этих сочинений — патриархи седьмого поколения двух разных ветвей рода Огасавара, Акадзава Цунэоки (1301–1378), и Огасавара Садамунэ (1292–1347). Известно, что первый из трактатов, «Сюсинрон» («О (нравствен- ном) совершенствовании»), был составлен и преподнесен ими императору Годайго в годы Кэмму (1334—1336) по приказу первого сёгуна династии Аси- кага, Такаудзи. К тому же времени относится и создание второго сочинения, «Тайёрон»—«О применении принципов» (букв. «О теле и (его) применении»). В 2011–2013 годах в японскомжурнале «Будо» («Воинские искусства») была опубликована серия статей под общим названием «Огасавара-рю:-но дэнсё-о ёму (Прочтение семейных трактатов школы Огасавара)», в которых частично

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=