Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XVI 166 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 парадигмы общественно-государственного развития и приоритетом морального воспитания над реальными знаниями. Заключительный третий этап (1895– 1912)—время усиления националистической пропагандыи концентрации внима- ния на физическом воспитании—т. е. на подготовке учеников к будущей военной службе. Групповые дисциплинирующие военизированные упражнения стали рассматриваться прекрасным воспитательным средством, с помощью которого можно сделать идеальных подданных. В этот период произошло окончательное сближениешколыи армии. Действующие офицеры, полковники и даже генералы императорской армии становятся директорами школ и педагогических училищ. Значительная заслуга в деле превращения школы в подготовительную к военной службе структуру принадлежала занимавшему в 1885–89 гг. пост министра образования Мори Аринори, который издал серию указов, направ- ленных на подготовку образовательных кадров в нужном государству русле. Упор делался на такие конфуцианские принципы, как почитание и следование строгой иерархии человеческих отношений, служение государству, упорство в учении и соблюдение норм морали. Физическое воспитание стало важной частью учебного процесса. Образование народа было взято под тотальный государственный контроль, в системе образования значительно увеличилась роль и место императора, а подготовка педагогических кадров стала органи- зовываться по принципу организации вооруженных сил. Таким образом, посредством школы в сознании нации не только закрепля- лась идея наличие военного духа у всего народа как идейного и материального источника силы армии, но и тезис о том, что каждый индивид должен сознавать себя частью большой единой семьи, вносящим посильный вклад в создание ее достойных вооруженных сил. При этом само понятие индивидуальности было довольно размыто и рассматривалось неотрывно от общества. В системе образования закрепились характерные для военной среды приемы и методы, отчего она стала рассматриваться как «гражданская армия». Школа стала важным, а во многом — основным этапом воспитания в нужном государству русле молодого поколения, которому на всю оставшуюся жизнь вбивались основные идеологические постулаты, объединявшие государство в лице императора, общество в виде его подданных и армию в качестве гаранта незыблемости этих отношений. Полхова Е. В. (ФМО, СПбГУ, Санкт-Петербург) Советская историография о Федерации экономических организаций, по материалам ежегодника «Япония» Федерация экономических организаций, более известная как Кэйданрэн, с 1946 г. вот уже более семидесяти лет комплексно занимается проблемами

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=