Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Источниковедение и историография Японии Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 175 «Тосиёри дзуйно» — не единственный средневековый текст, в котором обсуждаются различные формы песен, трактат «Синсэн вака дзуйно» (автор этого текста неизвестен и памятник точно не датирован, возможно, он создан раньше текста Тосиёри) выделяет шесть форм песен (в соответствии с понятием рикуги ), шесть форм выделяет и Фудзивара-но Киёсукэ (1104–1177) в «Огисё». Федянина В. А. (ИИЯ МГПУ, Москва) Представление о Японии как «земле богов» в начале XIII в. в работах монаха Дзиэн Концепция  синкоку («земля богов»), появившаяся в Японии в древности и существовавшая до конца второй мировой войны, постоянно меняла свое содержание. В средние века эта концепция развивалась благодаря буддийским представлениями о периферийном положении Японии. Анализ работ тэндай- ского монаха Дзиэн (1155–1225) позволяет проследить, как разрабатывалась концепция  синкоку внутри буддийской теоретической мысли. Источниками данного исследования являются историософский труд и поэ- тические произведения Дзиэна. Это «Гукансё» (ок. 1221 г.), история Японии со времен первого легендарного государя Дзимму до правления 85-го госу- даря Тюкё в 1221 г., а также поздние циклы стихотворений Дзиэна (ок. 1213– 1220 гг.). В последний период творчества Дзиэн создал восемь циклов хораку хякусю («Сто строф хораку »), или хонно хякусю («Сто строф для подношения»). Это циклы японских стихотворений вака из примерно ста строф для подне- сения в храмы и святилища. Они стали способом выражения оригинальной системы ценностей автора, средством передачи его религиозно-философских и политических взглядов. Помимо собственных текстологических исследо- ваний мы опираемся на работы Н. Н. Трубниковой, Фабио Рамбелли, Марка Блюма, Робера Жан-Ноэля, Исида Итиро, Исикава Хадзимэ, Сато Хироо. Изучение текстов Дзиэна показывает, что развитие концепции синкоку тесно связано с буддийским представлением о пространстве и времени и сопряжено с другой концепцией, сангоку-маппо , «три страны (Индия, Китай, Япония) в эпоху Конца Закона». Дзиэн описывает Японию как маленькую, окраинную страну у Южного континента (Джамбудвипа). Ее история раз- ворачивается в ухудшающейся половине малой кальпы в большой кальпе пребывания. В этом промежутке времени Япония живет по законам своих божеств- ками , и, прежде всего, покровительницы государева рода Аматэрасу. Дзиэн относит деятельность божеств-предков к конструктивным, созидатель- ным Принципам мироздания, которые вызывают улучшения в общем упадке кальпы. Представление об удаленности Японии от буддийского центра мира (горы Сумеру), осознание ее малой территории компенсируются описанием

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=