Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XVI 174 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 императорской антологии «Кинъёсю», поэтического сборника «Самбокуки- касю», 207 его песен помещены в императорских поэтических антологиях. Как и другие средневековые поэты, он был не только практиком, но и теоретиком поэзии. Написанный Тосиёри приблизительно в 1114 году поэтологический трактат «Тосиёри дзуйно» охватывает широкий круг тем, связанных с поэзией. Тосиёри пишет о происхождении поэзии, болезнях стиха, о темах стихотво- рений, о поэтическом творчестве, приводит примеры блестящих сочинений, много пишет о сезонных словах и другой поэтической лексике, приводит целый ряд историй и легенд, связанных с поэтами и поэзией. Вопрос разнообразия поэтических форм — один из первых, обсуждаемых Тосиёри. Тосиёри выделяет следующие формы стихотворений: ханка 反歌 (современный литературоведческий анализ текста показывает, что Тосиёри имеет здесь в виду стихотворения танка , т.е. любые стихотворения из пяти строк в 31 слог, а не только те стихотворения- танка , которые сопутствуют длинным стихотворениям), сэдока 旋頭歌 , компонка 混本歌 , орику 折句 , куцу- кабури 沓冠 , кайбун 回文 , танка 短歌 (анализ текста показывает, что речь дет о стихотворениях тёка 長歌 ), хайкайка 俳諧歌 , рэнга 連歌 , моно-но на 物名 . Для каждой из этих форм Тосиёри дает определение и примеры, или в ряде случаев сразу примеры, когда определить термин ему не удается. Для ряда терминов Тосиёри приводит синонимы. Так, термин моно-но на определен как синонимичный термину какусидай 隠題 . Относительно некоторых терми- нов Тосиёри указывает, что их смысл неясен (о термине хайкайка , например, сказано, что никто хорошо не знает, что это). Неясность некоторых терминов не была преодолена и в последующие века (примером может служить термин компонка , о неопределенности которого пишут и современные справочные издания). Часть терминов определена Тосиёри очень точно, к ним относятся, например, термины, обозначающие «игровые» или «комбинаторные» (в совре- менном понимании) формы стихотворений: песни-шарады ( моно-но на ), акро- стих ( орику ), акротелестих ( куцукабури ), палиндром ( кайбун ). Определения, данные Тосиёри формам поэтических произведений, пока- зывают процесс формирования японской поэтологической терминологии. В некоторых случаях Тосиёри является первым автором, сделавшим попытку дать определение, какая именно стихотворная форма стоит за тем или иным термином. Понимание разнообразия поэтических форм находит отражение в структуре императорских поэтических антологий. Так, три императорских антологии выделяют в отдельную рубрику стихотворения «Моно-но на», это первая импе- раторская антология «Кокинсю», третья – «Сюисю» и шестнадцатая «Сёку- госюисю». Часто различные формы песен представлены в подрубриках раздела «Разное» (сама эта рубрика может выглядеть как «Разное», «Разные песни» или «Разные формы песен»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=