Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Источниковедение и историография Кореи Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 203 т. н. ʻконцептуального глоссарияʼ: он должен обязательно содержать расширен- ное толкование корейских терминов на русском языке, уточнять их содержание, указывать на различия в трактовке терминов и быть проиллюстрированным примерами, т. к. несовпадение объема значений терминов в двух языках при- водит к значительным неточностям при переводе. Гутарёва Ю. И. (Художественная галерея Фонда исторической фотографии, Санкт-Петербург) Образ сосны в традиционной корейской живописи: наследие и современность Одно из центральных мест в символических образах корейской культуры принадлежит вечнозеленому и особо жизнестойкому дереву—сосне. С начала зарождения живописи и до наших дней изображение сосны неизменно при- сутствует в корейском изобразительном искусстве. Устойчивость данного художественного образа во многом связана с тра- диционным жанром «четырех благородных» са кунчжа , изначально возник- шим в китайской живописи вэньженьхуа или «живописи интеллектуалов» и далее прочно утвердившимся в творчестве корейских «художников-ученых» мунинхва , передающих «через привычный мир природных форм более тонкие оттенки чувств» 1 . Тема изображения этих четырех «совершенных растений»: цветущей сливы, орхидеи, бамбука и хризантемы является классическим воплощением в традиционной дальневосточной живописи символической трактовки нравственных качеств благородного человека и тесно переплета- ется с образом сосны. Символизируя даосские идеалы и конфуцианские идеи сдержанности и непоколебимости, образ сосны приобретает особое значение в Корее. В государстве с полной потрясениями историей именно сосна, расту- щая в суровых природных условиях, становится символом несгибаемой воли и мужественности духа корейской нации. Автором предпринимается попытка раскрыть содержание одного из глав- ных художественных образов в корейской традиционной живописи на при- мере отдельных памятников творчества корейских мастеров. Задача доклада не ограничивается искусствоведческим анализом конкретных примеров из корейской пейзажной практики разных эпох от древности до современности. Специфика осуществляемого анализа заключается в рассмотрении образа сосны в корейской традиционной живописи в контексте исторической ситу- ации, философско-эстетических концепций и мировоззрений создателей при 1 Виноградова Н. А. Китай. Корея. Япония: образ мира в искусстве. М.: Прогресс-Тра- диция, 2010. С. 213.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=