Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XVII 212 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 Шмакова А. С. (НГУ, Новосибирск) Проблемы реконструкции ритуала мэхян ( 埋香 ) и его роли в жизни средневекового корейского общества Среди ритуалов различного типа, сформировавшихся в русле конфуци- анской культуры Дальневосточного региона, особняком стоит ритуал мэхян , дословно: «хоронить аромат» (кит. Майсян ; 埋香 ). Мэхян ( 埋香 ) — ритуал закапывания в землю благовонной древесины или ее воскурения с целью умилостивить духов неба или земли был распространен на Корейском полуострове в период с VIII по XV вв. Согласно классификации, выработанной Э. Дюркгеймом и изложенной в его работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912 г.), мэхян можно отнести к положительным религиозным (по типу) и коммеморативным или кри- зисным ритуалам (по функции). Целью данного ритуала являлось приблизить человека к миру священного и путем воспроизведения прошедшего выразить почтение и преданность Будде. На месте захоронения древесины обычно устанавливали камень-стелу мэхянби (кит. майсянбэй , 埋香碑 ) с надписью, содержащей информацию о времени, цели и субъекте совершения ритуала. Надпись также могла быть нанесена на участок скалы или горы, расположенной неподалеку от места проведения ритуала. На сегодняшний день наиболее древним памятником типа мэхян, инфор- мация об установке которого подтверждается данными из «Истинных записей правящего дома Чосон» ( Чосон ванчжо силлок , Annals of the Joseon Dynasty, 朝鮮 王朝 實錄 ) считается памятник, установленный в уезде Синан на острове Пальгымдо в 1002 г. в период правления государя Мокчона (998–1009). Анализ исследований, созданных в русле южнокорейской археологической и исторической науки за последние 20 лет, позволяет сделать вывод о том, что ритуал проводился группами адептов буддизма. На церемонии обязательно присутствовал руководитель (даритель, жертвователь), распорядитель риту- ала, буддийские монахи, чиновники низших рангов, а также представители простого населения деревни. Кроме того, с опорой на имеющиеся к настоящему времени данные, пред- ставляется возможным определить следующую типологию стел. А. Географическое расположение памятников: находятся, главным образом, в юго-восточной и южной части Корейского полуострова в уездах близ небольших городов, имеющих выход к морю. Наиболее подходящим местом для установки памятника считалась территория, на которой горная река впадала в более крупный водоем. Б. Датировка памятников: большинство памятников относится к концу эпохи Корё (918–1392) — началу эпохи Чосон (1392–1897).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=