Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Монголоведение, тибетология, буддология Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 219 сложной жанровой структурой, устойчивой системой законов построения музыкального материала и правил исполнения, функциональным и содержа- тельным разнообразием музыкальных произведений. Написанные учеными ламами различных школ тибетского буддизма и последователями религии бон , эти сочинения по большей части отразили основные аспекты бытования тибетской религиозной музыки: в трактатах содержались теоретические идеи и философское осмысление музыкального искусства, а также практические указания по исполнению буддийских песно- пений, игре на барабанах, кимвалах и других инструментах монастырского ансамбля. В силу того, что основными центрами образования и учености были монастыри, теоретический и практический аспекты светского музыкального искусства Тибета не нашли отражения в рассматриваемых музыкально-теоре- тических сочинениях и до XX века существовали и передавались из поколения в поколение только благодаря устной традиции. Поскольку рассматриваемые тибетские сочинения были написаны на основе различных музыкальных традиций, между ними существуют значи- тельные расхождения в области музыкальной терминологии, символического толкования, практических указаний. Кроме того, историческое изменение и постепенное преобразование музыкальной практики и соответствующей терминологической системы привели к увеличению несоответствий между более ранней формой существования определенной музыкальной традиции, зафиксированной в сочинениях, и ее последующим состоянием. Известные современным исследователям сочинения на тибетском языке, посвященные рассмотрению музыкальной теории, очень малочисленны. Каждый из этих текстов обладает своими уникальными особенностями и характерными чертами, поэтому выработать систему классификации данных сочинений достаточно сложно. Мы предлагаем распределить данные тексты на три группы в соответствии с их жанровой принадлежностью: 1) трактаты 1 ; 2) комментарии 2 ; 3) разделы энциклопедических трудов. Тексты последнего из выделенных типов нельзя назвать музыкально-тео- ретическими сочинениями, так как они представляют собой разделы энцикло- педий. Включение их в настоящую классификацию обусловлено тем, что они чрезвычайной информативны в плане теории и истории музыки. Каждый тибетский текст, посвященный рассмотрениюмузыкальной теории, требует отдельного изучения. Для того чтобы составить представление о тибет- ской музыкальной теории во всем ее многообразии, необходимо не только провести анализ тибетских музыкально-теоретических сочинений, перевести 1 Тиб. bstan bcos. 2 Тиб. rnam bshad.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=