Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Монголоведение, тибетология, буддология Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 227 и, соответственно, являлась непосредственным участником формирования раннего протибетского исторического дискурса. «Зеркало Тибета» — одно из немногих ранних периодических изданий на тибетском языке и, вероятно, первая газета, начало которой было положено издателем тибетского происхождения. Несмотря на то, что газету издавали за пределами географического Тибета — в Индии в г. Калимпонг, на протяжении более 30 лет «Зеркало Тибета» сохраняло статус единственного относительно регулярного периодического издания на тибетском языке. Более того, располо- жение редакции газеты в г. Калимпонг, который впервой половине ХХ в. являлся крупным центром на главном индийско-тибетском торговом пути, а в 1950-е гг. стал транзитным пунктом на пути тибетских эмигрантов из Китая, имело свои преимущества и способствовало получению тибетских новостей из первых уст. Издатель «Зеркала Тибета» Дорчже Тарчин, будучи гражданином Индии и весьма неординарной личностью среди его тибетских современников, при- держивался жестких антикоммунистических взглядов, которые, безусловно, находили отражение в материалах «Зеркала Тибета». В своих публикациях Тарчин с большим энтузиазмом развивал тему независимости Тибета и нередко публиковал материалы, посвященные истории Тибета и, в частности, вопросу политического статуса Тибета. Помимо собственных размышлений и текстов официальных договоров, заключенных, например, между Тибетом и Велико- британией или Тибетом и Китаем, Тарчин также размещал в «Зеркале Тибета» публикации по истории Тибета других авторов, в частности, британского дипломата Х. Ричардсона или греко-британского писателя Марко Паллиса. Исследование выполнено на основании подборки газетных материалов о Тибете за 1949–1963 гг. и представляет собой дискурсивный анализ содер- жания публикаций «Зеркала Тибета» о политическом статусе Тибета. Музраева Д. Н. (КалмНЦ РАН, Элиста) Письменное наследие ойратских и калмыцких священнослужителей как источник по истории буддизма в Калмыкии Изучение письменного наследия ойратских и калмыцких буддийских священнослужителей дает современному ойратоведению и шире — монго- ловедению ценные сведения о фактах истории распространения буддизма среди ойратов, западных монголов и поволжских калмыков, в особенности в XVIII–XX вв., о персоналиях, книжных центрах. В изучении этой проблематики мы можем выделить два аспекта исследова- ния. Первое , что требует внимания, —это тот круг сочинений, большей частью на тибетском и монгольском языках, которыми располагали первые проповед-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=