Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XVIII 228 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 ники и учителя, а в последующем и новообращенные священнослужители из ойратской и калмыцкой среды. Второе — это то, что является результатом литературной деятельности ойратских и калмыцких лам позднейшего времени (Д. Сетенов, З. Бурульдинов, Тугмюд-гавджи и др.). При установлении первого из указанных направлений логичным, на наш взгляд, был бы сбор сведений о буддийских книгах, когда-либо привезен- ных к ойратам Джунгарии и в калмыцкие степи. Здесь можно назвать дары Далай-ламы V, Далай-ламы XIII , книги, привезенные первыми буддийскими проповедниками (Нейджи-тойн, Зая-пандита Намкай Джамцо), а позже—про- поведниками и учителями, прибывавшими в степи из буддийских центров (А. Доржиев), преподававшими в высших конфессиональных школах Цанид Чёёря (Шагджа Джалцан, Хаян-ирбэ, Д. Буянтуев и др.), равно как и ново­ обращенными буддийскими монахами-калмыками, получавшими религиозное образование в Тибете (Шакур-лама, Анджатан-лама, Л. Ш. Тепкин, Б. Боваев), священнослужителями, совершавшими паломничества (Джиджитен, Б. Мен- кеджуев, П. Джунгруев, Д. Ульянов), посещавшими Тибет и Монголию в составе делегаций (Намха-гелюнг, М. Борманжинов, Д. Сетенов), а также светскими лицами (О. Норзунов и др.). Решение этой части поставленного вопроса требует сбора, аккумуляции и анализа всех имеющихся сведений из различных источников (описаний путешествий, экспедиционных отчетов и отчетов о практиках, путевых и этнографических заметок, воспоминаний, мемуаров и т.п.), в которых есть упоминания о буддийских храмах ойратов и калмыков, о религиозных текстах, использовавшихся в храмовой службе, об индивидуальной практике буддийских священнослужителей, о частной религиозной жизни отдельных представителей этноса и т. д. Немаловажным в этой связи представляется изучение системы монастырского образования в тибетских, монгольских, бурятских и калмыцких конфессиональных буд- дийских школах. Ценные сведения представлены в трудах европейских и российских ученых, путешественников, миссионеров (Н. К. Витсен (Витзен), Г. Байер, Г. Ф. Миллер, В. М. Бакунин, И. П. Фальк, И. Георги, Г. А. Цвик, И. Иериг, П. С. Паллас, В. Бергман, Н. Я. Бичурин (Иакинф), Я. И. Шмидт, О. М. Кова- левский, А. В. Попов, П. И. Небольсин, Н. В. Львовский (о. Мефодий), Ф. А. Бюлер, А. А. Бобровников, К. Ф. Голстунский, М. Г. Новолетов, Г. С. Лыткин, Г. Н. Потанин, Х. Каарсберг, И. А. Житецкий, А. М. Позднеев, Г. Е. Грумм-Гржимайло, П. К. Козлов, Н. Н. Пальмов, В. Л. Котвич, Г. Рамстедт, Н. В. Кюнер, А. Д. Руднев, А. И. Степанов (архимандрит Гурий), А. В. Бурдуков, Э. Хара-Даван, Н. О. Очиров). Второе направление обозначенной проблемы требует анализа состава буд- дийских книжных собраний, установления круга сочинений, имеющих отноше- ние к истории буддийского учения у ойратов и калмыков. Среди этих текстов

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=