Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XVIII 232 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 плату люди, заменявшие реестровых податных, которых по букве закона следо- вало набрать среди сомонных монголов. Особенно широкое распространение такого рода практика получила в фискальных учреждениях, отвечавших за обработку государственных пашен и за пастьбу казенного скота. Подобные вольности в действиях местной монгольской администрации объяснялась тем, что имперские власти пристально следили за поддержанием стопро- центной комплектности контингента податных, привлеченных к исполнению государственной службы. Контролю же за строгим соблюдением правил их отбора центральные и региональные правительственные инстанции уделяли значительно меньшее внимание. Для обозначения платы исполнителям, принявшим на себя обязанности по несению государственных служб, в монгольской официальной документации XIX в. применялся термин «ačoγ». В цинском законодательстве отсутствовали четкие правила регулирования стоимости услуг работников, нанятых аймаками и хошунами для исполнения повинностей взамен реестровых податных. Вместе с тем из монгольских источников явствует, что определенные механизмы обра- зования цен на такого рода услуги все же существовали. Цены в данном случае были ниже, чем уровнень затрат, которые нанимавшей на стороне рабочую силу аймачной или хошунной канцелярии пришлось бы понести в случае, если государственную службу исполняли подведомственные ей податные, а не при- влеченные возможностью заработка чужаки. Что касается последних, то в их качестве по большей части выступали те же податные монголы, которые, отбыв казенные повинности, по тем или иным причинам (в основном по бедности и отсутствию скота для ведения собственного хозяйства) не вернулись в родные края и «обретались без дела» в окрестностях казенных пастбищ или пашен. Большей частью это были бедняки, которые могли стать лишь обузой для своих хошунов. В источниках и литературе содержится немало подтверждений тому, что довольно многочисленные контингенты такого маргинального населения сформировались вокруг фискальных учреждений цинского госаппарата во второй половине XVIII в. вскоре после их основания. Селюнина Д. Д. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) «Великий улус» в монгольских источниках XVII века Политическая культура любого народа представляет собой сложный ком- плекс идей, институтов и традиций, которые проникают во все сферы жизни социума. Памятники литературы и письменности изучаемого этноса, в том числе и памятники исторической литературы, содержат в себе многочисленные примеры, на основе которых становится возможна реконструкция некоторых элементов политической культуры.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=