Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Монголоведение, тибетология, буддология Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 233 Часть этих элементов представляет собой устойчивые понятия, которые мы условно обозначили словом «термины» или «концепты». Операции с такими понятиями во многом составляют основу духовной культуры изучаемого общества 1 . Анализ контекста употребления данных терминов и попытка кон- кретизировать их значение, а также сравнение употребления этих терминов в текстах разных эпох, могут способствовать дальнейшему изучению и пони- манию представлений об окружающей действительности и событиях прошлого представителей определенного этноса. Источниками, на которых основывается представленный доклад, являются два памятника монгольской историографии XVII в.: летописи «Шара туджи» и жизнеописании Алтан-хана и его потомков под названием «Эрдэни тунумал нэрэту судур». Одним из определяющих элементов системы представлений о власти того или иного народа является идея о той общности людей, на которую распро- страняется эта власть. В монгольских источниках эта общность, как правило, обозначается термином ulus, который на русский язык переводится как «народ» или «государство» 2 . В значительной степени этот термин встречается в иссле- дуемых текстах в словосочетании yeke ulus (Великий улус), анализу которого будет посвящен доклад. Анализируемые источники относятся к разным жанрам и были написаны в разных регионах монгольской степи. Это отражается и в использовании понятия yeke ulus . Летопись «Шара туджи» построена по генеалогическому принципу на основе родословной потомков Чингис-хана. Большая ее часть посвящена деятельности этого выдающегося правителя, потомки которого, с точки зрения составителя хроники, имеют исключительное право на управление монгольскими племенами. В этом источнике yeke ulus означает политическое объединение, созданное завоеваниями Чингис-хана, который придает ему структурированную и иерархическую форму. Термин yeke ulus употребляется в этом источнике только в значении всех монгольских племен, подчиненных Великому хану. «Эрдэни тунумал» представляет собой описание жизни и деятельности Алтан-хана и его потомков, написанное в стихотворной форме и подверг- шееся сильному влиянию буддийской литературной традиции. Оно является в некотором смысле апологией власти Алтан-хана, вышедшей за пределы унас- ледованных им территорий. Концепт yeke ulus в данном тексте используется в нескольких значениях. Одно из них совпадает с вышеописанным и обозначает все монгольские племена, подвластные Великому хану. Помимо этого, yeke ulus используется для обозначения какой-либо части кочевых племен — пра- 1 Степанов Ю. С . Константы: Словарь русской культуры. М.: Языки русской куль- туры, 1997. 6 с. 2 Ковалевский О . Монгольско-русско-французский словарь, составленный Осипом Ковалевским. Казань. Т. I. 1844. 402 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=