Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XIX 246 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 Аксёшин А. С. (ГЭ, Санкт-Петербург) Социальные границы христианского гетто: случай Сабон Гари, Нигерия Сабон Гари—район мегаполиса Кано. С началом экономического освоения Северной Нигерии в крупные города в поисках работы устремились тысячи людей из других частей недавно созданной Колонии и протектората Нигерия. Правила расселения прибывавших и селившихся на Севере людей оформи- лись в целую систему, опиравшуюся на предписания колониальной админи- страции. И уже к концу первой четверти ХХ века район Сабон Гари отличался от территории старого Кано по ряду характерных признаков, в том числе и по архитектуре. Хотя на протяжении столетий в городе были районы, в той или иной степени связанные с представителями разных этнических групп, пожалуй, ни один из них не мог сравниться с Сабон Гари по степени его выделяемости из городского пространства и числу относящихся к нему регламентаций. Сабон Гари отличали от старого Кано несколько важных моментов. Они во многом сохранились до сих пор, претерпев некоторые изменения. В результате миграции в Кано, чья повседневность столь прочно регламентирована нормами ислама, появился район, который с оговорками мог быть назван христианским. Несмотря на то, что внутри района располагались мечети, строительство церквей де-факто за пределами Сабон Гари было невозможно, и миссионерская деятель- ность была ограничена колониальной администрацией границами Сабон Гари. Жителям Кано было запрещено селиться в пределах Сабон Гари, равно как и приезжим жить в старом городе. Примеры, нарушающие эти предпи- сания, известны, но они вряд ли ставят под сомнение серьезность подобных правил. Они стали следствием взаимных уступок между колониальными властями и эмиром. Как и прежде вопрос происхождения тесно и порой неот- торжимо связан, во-первых, с религией (понятие «хауса» и «мусульманин» часто по умолчанию выступают как синонимы), а во-вторых, с дихотомией Север/Юг , в свою очередь имеющей отношение к легенде о происхождении хауса—народа, который принято считать на данной территории автохтонным. Принятие с началом Четвертой республики шариата в штатах Северной Нигерии и последующие за этим меры (например, запрет распространения алкоголя) еще раз напомнили об искусственно созданной территории. Для резидентов выкристаллизовалась ее роль как территории относительной безопасности, территории «свободной от ислама», которая при этом не пере- стала быть неудавшимся «сообществом за воротами» и зоной запущенности и оставленности властями города. Для жителей Сабон Гари жалобы на отсутствие достойных условий жизни стали частью их повседневности. Основной объяснительной моделью здесь

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=