Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XIX 256 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 британских резидентов, сами они не получали никакой официальной санкции на разрешение подобных споров. В качестве дополнения к данным правилам, Комиссией по туземным зако- нам и обычаям 1883 г. был выработан уголовный кодекс, вступивший в дей- ствие в 1887 г., который вводил европейские нормы наказания за совершение преступлений против личности и покушение на частную собственность. За африканцами признавалось право жить по собственным обычаям и законам, но они были частично изменены и приведены в соответствие с европейским пониманием справедливости. При кодификации обычного права африканцев было допущено немало грубейших ошибок. Фактически созданные заново своды законов являлись адаптацией обычного права к нуждам колониальной администрации. Напри- мер, власть верховного вождя, то есть губернатора, объявлялась абсолютной. Он мог по своему усмотрению изменить любой закон и принять новый. Это являлось полным противоречиям традициям африканцев, для которых были свойственны совещательность и коллегиальность при принятии решений. Сам факт кодификации обычного права превращал его из достаточно гибкой системы традиционных правовых норм и обычаев, которые могли изменяться в соответствии с условиями жизни, в инструмент консервации африканского общества, тормозящий его развитие. Волкова Е. В. (Ecole pratique des hautes études; Institut des mondes africains, Paris) О чем шутят джоола и мандинка: тематика ритуального подшучивания Традиция шуточного родства встречается у многих народов Африки, в част- ности, Западной. Отношения шуточного родства могут быть подразделены на несколько категорий и могут устанавливаться между кланами, между этни- ческими группами, деревнями, историческими областями, кварталами одной деревни, а также между некоторыми родственниками (например, кросс-кузе- нами или ребенком сестры и братом матери), и т. д. 1 В повседневной жизни такие отношения проявляются в обязательном ритуальном подшучивании, которое сопровождается поведением, выходящим за рамки общепринятых норм и допустимо только в ситуации шуточного родства. Понимать шутки, юмор, характерные для определенного общества, группы, субкультуры — значит быть его частью. Одной из функций юмора является 1 Fouéré M.-A . Les métamorphoses des ‘relations plaisanteries’ // Cahiers d’études africaines , № 178, 2005.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=