Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 281 отношениями власти становятся не только отношения личности и государ- ства, но и отношения мужчины и женщины, человека, обладающего знанием и незнающего и т. д. Власть, с точки зрения М. Фуко, носит распыленный, «капиллярный» характер и реализуется на уровне «микропрактик» повседнев- ной жизни, с постоянно меняющимися конфигурациями отношений господства и подчинения. Данная концепция также подразумевает возможность осущест- вления власти не только с помощью подавления, но и с помощью иных средств: экономических рычагов, авторитета, знания и т. д. 1 Социолог Р. Коннел выдвинула идею о том, что власть, выражающаяся как в прямой силовой структуре, так и с помощью организационного контроля, в большей степени находится в распоряжении мужчин. Но при этом власть мужчин не распространяется равномерным покровом по всем участкам соци- альной жизни. При некоторых обстоятельствах женщины обладают властью, при других власть мужчин рассеивается, ослабляется или оспаривается. Неко- торые социальные институты традиционно контролировались женщинами: образование для девочек, дружеские социальные сети и др. Применительно к мужчинам Р. Коннел также идентифицирует комплекс социальных институ- тов, которые им подвластны. Эти институты, как правило, являются «ядром» социальной структуры, в противовес паттернам власти, находящимся на пери- ферии и контролируемых женщинами 2 . В обществе йоруба женщины традиционно были активными участницами социальной, духовной, экономической и политической жизни общества. Согласно описанию С. Джонсона 3 традиционные политические институты йорубских городских центров второй половины XIX в. подразумевали женское участие на самых разных уровнях. Исследователь Н. Мба утверждала, что сохранились сведения, в соответствии с которыми некоторые политические центры, такие как, например, Ойо, Ондо, Иле-Ифе и др., называли в качестве основателей этих центров женщин, а в их устной истории остались сведения о существовании в прошлом самостоятельных женщин-правителей, которые не были регентами, а правили от своего имени 4 . Рассматривая систему властных отношений в обществе йоруба, ряд иссле- дователей включили в политическую систему ийалоде. Дословно понятие ийалоде можно перевести как «мать в сфере общественных дел» (iya — мать, 1 Фуко М . Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. С. 36–37. 2 Коннел Р . Гендер и власть: общество, личность и гендерная политика. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 50. 3 Jonhson S . History of Yorubas: from the earliest times to the beginning of the British Protectorate. N. Y.: Cambridge University Press, 2010. P.63. 4 Mba N . Nigerian Women Mobilized: Women's Political Activity in Southern Nigeria, 1900–1965. Berkeley: University of California Institute of International Studies, 1982. P. 2–3.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=