Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 283 Трудно однозначно охарактеризовать последствия многовековой истории взаимодействия системно отличающихся друг от друга картин восприятия окружающей действительности, происходившего на континенте. Однако дихо- томия Восток-Запад, как инструмент перехода на новый уровень погружения в проблематику выживаемости традиционных обществ в эпоху глобализма/ анти-глобализма, не выдерживает критики. Закономерности развития стран третьего мира, к которым, в силу целого ряда причин, относится подавляющее большинство африканских государств, определяются результатами четвертой технологической революции. Отсут- ствие возможности воспроизводства материальной культуры в упомянутой части ойкумены, определяет совершенно новые задачи как для самих обществ, так и для исследователей, занимающихся вопросами взаимодействия самого разного рода. Роль исследователя в процессе формирования культурного пространства африканского континента и даже изменения последнего, до сих пор не ясна. Результат аналитической обработки и экстраполяции полученных знаний на все множество существующих подходов к предмету и объекту исследования, а также обобщение результатов полевой работы, оставляет не так уж много вариантов сценария заполнения информационного вакуума. Исходя из того, что информации никогда не бывает в избытке, предполагается, что достаточно боль- шой объем замещается в итоге интерпретацией. Попытка слиться с объектом (использование метода включенного наблюдения), безусловно, дает наиболее информативный, ощутимый результат. Однако не стоит забывать о том, что в среде исследователей-обществоведов (культурологов) существует гипотеза, определяющая ситуативный характер ограничений, возникающий в ходе получения знаний об объекте, как таковых. Формулируется она следующим образом: при появлении наблюдателя разрушается целостность/равновесность системы — в рассматриваемом нами конкретном случае, система — объект/ окружающий мир. Необратимо меняются все ее компоненты. При этом в случае, если избран исключенный метод наблюдения, информация интерпретируется, если же речь идет о включенном наблюдении—лигитимизируется полученный объем данных. Таким образом, теряется качество искомого — достоверность полученных данных. На базовом исследовательском уровне сосредоточимся на попытке про- следить насколько же устойчивы и одновременно изменчивы архаические структуры традиционной африканской культуры в пространстве современ- ности. Основой архаического восприятия мира, является чувственное восприя- тие — сфера ощущений. Человек становится существом воспринимающим, проводником энергии, поступающей из окружающего мира, транслятором этой энергии в рамках социума. Коллективное мышление становится гарантией

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=