Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 295 к тому времени жил в Париже и консультировал французское правительство по поводу Алжира, было решено провести в январе 1956 г. собрание в защиту «Гражданского перемирия». Председателем этого собрания был избран Э. Роблес. Незадолго до него Роблес опубликовал в парижском еженедельнике «Завтра» статью под названием «Трудные пути». Ее основная тема была сле- дующей: «Существование общей Родины для всех алжирцев еще возможно. Но должно быть абсолютное равенство прав и обязанностей для всех». В Манифесте «О гражданском перемирии», который подготовил и зачитал А. Камю, говорилось о необходимости прекращения убийств гражданских лиц как со стороны ФНО, так и со стороны французских сил. Охрану участников собрания обеспечивали представители ФНО и арабские и еврейские студенты. С угрозами в адрес участников собрания выступали французские «ультрас». Когда А. Камю собственными глазами увидел обстановку в Алжире, он сказал Э. Роблесу фразу, которая станет пророческой: «Вскоре все это превратится в ужасную гражданскую войну, в настоящую этническую войну. Кончится тем, что европейцы станут убивать друг друга». Созданная французскими националистами в 1961 году ОАС (Секретная вооруженная организация) подготовила 10 покушений на генерала де Голля и уничтожила в Алжире 239 европейцев и 1383 араба. Позиция либералов Алжира, принятие ими «Манифеста о гражданском перемирии» не повлияли на развитие событий в стране. В последующие месяцы участились акты зверств и террора против мирных жителей Алжира. Сам Роблес в 1958 году покинул Алжир и перебрался жить во Францию, но это не было связано напрямую с войной. Незадолго до отъезда его сын трагически погиб, когда чистил револьвер отца. Можно сказать, что мальчик оказался одной из жертв алжирской войны. Куликова Е. Ю. (Институтфилологии СО РАН, Новосибирск) О соединении истории, прозы и поэзии в «Африканском дневнике» Николая Гумилева «Африканский дневник» (1913 г.) Н. Гумилева представляет собой ряд путе- вых заметок «странствующего поэта»: четыре его главы — точно «введение» к основной части, внезапно оборванное перед собственно самим африканским путешествием. «Африканский дневник», в первую очередь, фактологичен (все описанное в нем — результат личных наблюдений автора), он состоит из ряда очерков, воссоздающих впечатления Гумилева на определенном отрезке пути, и предыстории поездки. Рассматривать «Африканский днев- ник» как исключительно исторический документ очеркового характера или же как неоконченный художественный травелог (продолжающий ряд «Писем

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=