Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XIX 296 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 русского путешественника» Н. М. Карамзина или «Путешествия в Арзрум» А. С. Пушкина) — вопрос, который так или иначе возникал у исследователей творчества Гумилева. Документальность и историчность дневника подтверждает его «вторая часть», частично опубликованная в журнале «Наше наследие» В. В. Бронгу- леевым и позже целиком выставленная в электронном журнале «Academic Electronic Journal in Slavic Studies» Е. Степановым, который получил фотокопии от А. Б. Давидсона 1 . Гумилев планировал напечатать «Африканский дневник» по приезде в Петербург из Африки, а его «продолжение», безусловно, пред- назначалось для других целей: «Первоначально Гумилев действительно хотел писать свои путевые заметки сразу в литературной форме, годной для публи- кации… Однако дальше все стало меняться. Гумилев перешел на обычный способ фиксации только самых главных происшествий, основных пунктов маршрутов и продолжительности дневных переходов… Записи приняли… характер типично полевого дневника» 2 , —пишет, комментируя «вторую часть» африканских впечатлений Гумилева, В. Бронгулеев. Историческая значимость дневника и «реальность» происшествий, про- исходящих с героями, — первый и основной критерий для определения его жанровой сущности—документального очерка. Безусловно, в «Африканском дневнике» есть и черты художественности, проявляющиеся в многочисленных поэтических описаниях, и черты документальные, поэтому текст Гумилева интересен и филологам, и историкам. Взаимодействие поэзии, прозы и «факта» в творчестве Гумилева —вот сочетание, которое делает его «путевые заметки» одновременно литературным произведением и историческим очерком. География Гумилева-путешественника подчинена литературным принци- пам: пространство «собирается» из цитат, которые выдаются за «впечатления», но в то же время остаются цитатами, отчего стихи обретают «картинность», становятся «артистическими стихами», не позволяющими забыть об условно- сти того яркого мира, который создает поэт. Гумилев «сочиняет» африканский мир, исследуя его как путешественник и как поэт. А дневник в этом смысле оказывается своего рода материальным фоном, как бы «фабулой» лириче- ского сюжета стихов Гумилева. Литературность географии содержит в себе динамический потенциал: она расширяет границы лирического «я», наделяя его множеством условных ролей, которые ставятся вровень с биографической судьбой. 1 Подробнее об истории нахождения так называемого продолжения дневника см.: Степанов Е. Неакадемические комментарии—3 // Academic Electronic Journal in Slavic Studies. University of Toronto. № 20. Spring 2007. Электронный ресурс. Режим доступа: https://gumilev.ru/biography/54/ (дата обращения 30.10.2016). 2 Бронгулеев В. В. Африканский дневник Н. Гумилева // Наше наследие. 1988. № 1. С. 84.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=