Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XIX 320 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 шем будет неуклонно расти, что подтверждает необходимость пристального внимания к проблемам организации приема, профессиональной подготовки и социальной интеграции африканцев в России со стороны государственных и общественных структур 1 . Настоящий доклад включает в себя результаты прикладного социологи- ческого исследования, проведенного автором в 2016 году на базе Тамбов- ского государственного университета имени Г. Р. Державина (ТГУ), с целью выявления ключевых составляющих учебной миграции молодых африканцев в город Тамбов. При сборе и анализе информации были использованы методы анкетирования и глубинного интервью. В первом случае объектом исследования выступали африканские студенты очной формы обучения в количестве 100 чел. в возрасте от 17 до 32 лет. Во втором случае автором были проведены беседы с руководителями структурных подразделений ТГУ, ответственными за работу с иностранными студентами, а также с рядом африканских выпускников, продолжающих обу- чение в магистратуре. В процессе исследования были получены следующие результаты: • Основными причинами, заставляющими африканцев отправляться на учебу в Россию, являются: желание получить востребованную специаль- ность (42,2%), стремление к финансовой независимости (20,3%) и низкий уровень развития систем образования и науки на родине (12,5%). • Выбор африканцами Тамбовского государственного университета обуславливается приемлемой стоимостью обучения (52%), рекомендаци- ями родственников и друзей (17,6%), хорошей научно-исследовательской базой (8,1%) и исключительными карьерными перспективами (4,7%). В числе иных причин выделяется интерес к российской культуре и тра- дициям, а также удобное географическое положение г. Тамбова. • Национальная принадлежность африканских студентов в ТГУ весьма разнообразна. Так, 19% опрошенных являются выходцами из Намибии, 15% — из Ганы, 13% — из Нигерии, 12% — из Республики Конго, 11% — из Замбии, 5% — из Танзании, по 4% — из Ботсваны и Малави, 3% — из Зимбабве, по 2% — из Кении и ЮАР. По 1% приходится на Анголу, Бенин, Кот-д’Ивуар, Эфиопию, Габон, Гвинею, Камерун, Южный Судан и Свазиленд. • Наибольшим спросом у 77% африканцев пользуется медицинское направ- ление подготовки, у 10% — экономическое, у 6% — международно- 1 Шереги Ф. Э., Арефьев А. Л. и др. Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации. (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года). М.: Институт социологии РАН, Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. 270 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=