Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XIX 324 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 эксплуатация труда несовершеннолетних и т. п. В рассказах выводится новый тип кенийки — молодой, образованной и энергичной женщины, способной самостоятельно устраивать свою жизнь и тем самым являющейся примером и «ролевой моделью» для читательской — в основном женской — аудитории. Саватеев А. Д. (ИнАфр РАН, Москва) Прошлое и настоящее российской африканистики: люди, методологии, перспективы Каждая наука обретает полное сознание своей роли и значимости в профес- сиональном исследовательском сообществе только тогда, когда она обладает собственной историей — успехов и отступлений, взлетов и заблуждений, преодолеваемых в ходе поисков. Российская африканистика, оформившаяся в XX в., родилась в недрах востоковедения еще до принятия официальных решений государственных органов ЦК КПСС о создании сначала сектора Африки в рамках Института этнографии АН СССР (1956), а затем и в виде самостоятельного Института Африки АН СССР в 1959 г. Предшествующий возникновению этих институциональных органов период многим современным африканистам представляется terra incognitа, временем, когда Африка якобы была вне поля зрения отечественных ученых. Между тем, как свидетельствуют забытые имена отечественных первопроходцев 1920–1940-х годов, открываемые Центром африканских исследований ИВИ РАН, контакты России и российских подданных с африканцами имели место задолго до Петра I, а уже в конце XVIII в. стали поступать разрозненные све- дения о континенте. Увы, историю африканских исследований в СССР/России пишет только этот Центр. А между тем становление науки в России XVIII в.уже открывает страницы с именами российских и иностранных ученых на службе российской короны, впервые прикоснувшихся к исследованию континента. Сущностная часть африканистики — это сами ученые, их открытия и судьбы, порой весьма трагические. Пережив увлеченность марксистской материалистической теорией, идеями классовой борьбы как движущей силы исторического процесса, советские/российские африканисты в 1980-х гг. пришли к пониманию необходимости обновления методологии исследова- тельского поиска. Нужен был иной концептуальный подход, поиски которого были ускорены в первую очередь результатами потрясений в восточном мире, в частности исламской революции в Иране 1979 г., а позднее — ставшими доступными новыми идеями, продуцированными западной наукой. Конец 1980–1990-х годов, ознаменовавшийся практически повсеместным отказом от формационной теории как методологической основы исследований, стал периодом раскола в рядах востоковедов и африканистов в концептуальных

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=