Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XIX 328 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 инстанций как-то решать возникшую проблему, вводя соответствующие статьи в гражданские и уголовно-процессуальные кодексы стран. Говоря о колдовстве и судопроизводстве в Кот-д’Ивуаре, нельзя обойти молчанием так называемое «дело Беанзэна». В 2007 году страну потрясли откровения человека, бывшего вудуистским жрецом и называвшего себя именем последнего царя Дагомеи (нынешний Бенин) «Беанзэн» (Béhanzin). Беанзэн обвинил многих пасторов, священников евангелисткой и като- лической церквей, а также ивуарских депутатов, министров, генералов ивуарской армии, известных ивуарских артистов, музыкантов и спортсменов (в частности, футболиста Дидьé Дрогба) в участии в колдовских и вудуист- ских ритуалах. Семенова В. Н. (ВФ СПбГУ; МАЭ РАН, Санкт-Петербург) Образы ангелов в эфиопской христианской иконографии Изображения ангелов в эфиопской иконографии следуют общепринятой иконографической традиции: в виде лика и крыльев. Такой тип изображения можно встретить в книжных миниатюрах и иллюстрациях, на иконах и кар- тинах. Имеются, конечно, и другие иконографические типы. Ангелы могут быть представлены в виде юношей с крыльями и ореолом сияния вокруг головы — нимбом. Одеты в длинные туники, в руках держат диски (ранние изображения) либо кресты, которые напоминают кресты эфиопского духовен- ства. С середины XV в. этот атрибут был постепенно заменен на меч. С начала XVII в. изображения ангелов поясные либо уменьшены до обра- зов херувимов: лики в окружении длинных изогнутых крыльев, сложенных крестообразно. Образы ангелов являются почти всегда непременным атрибутом марио- логических сюжетов. Образ Богоматери с младенцем: обычно с двух сторон стоят архангелы — Михаил и Гавриил, держащие кресты, позднее — мечи, иногда — цветы. В иконописи II гондарского стиля (XVIII в.) они держат завесу, покров позади Марии. В отдельные иконографические сюжеты можно выделить образы Св. Миха- ила и св. Гавриила как защитников и ангелов-хранителей с соответствующими атрибутами (вынутые из ножен мечи). О почитании ангелов до XV в. мало известно. Однако в современной Эфио- пии, да и в другие периоды истории страны, о которых сохранилось достаточно письменных источников, как, например, период Менелика II (1889–1913) или эпоха Зара Якоба (1434–1468), почитание ангелов шагнуло далеко за пределы официальной церковной догмы, прочно войдя в повседневнуюжизнь эфиопов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=