Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 329 Ангелы, особенно Михаил, приобрели поистине народную любовь, выступая как защитники и посредники между Богом и людьми. Неисчислимое количе- ство молитв, гимнов, фольклорных рассказов о чудесах, творимых небесными посланниками, переходят из уст в уста, из книги в книгу. Отдельно стоит отметить, что в системе традиционных для эфиопских христиан обществ взаимопомощи махберат /mahbärat/ — махбер архангела Михаила является одним из самых популярных в стране. Любовь к этому архангелу можно сравнить с почитанием святого Георгия. Сиим (Москвитина) А. Ю. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) Морские пути и трансокеанские перемещения в истории, повседневности и ритуальных практиках острова Занзибар Специфика истории, культуры и политической жизни Занзибара — полу- автономии в составе Объединенной Республики Танзания — во многом определяется ее островным положением. Республика Занзибар распола- гается на архипелаге, включающем помимо собственно острова Занзибар (Унгуджа) меньшие по размеру острова Пемба и Тумбату и ряд совсем небольших островов. Изолированное положение Занзибара, с одной сто- роны, и его постоянное сообщение с окружающим миром посредством морских путей, с другой стороны, всегда сказывалось на самосознании занзибарцев — выражалось в ощущении особой идентичности, стремле- нии к самостоятельности вплоть до сепаратистких тенденций в большой политике. Почти все группы населения островов (суахили, арабы, индийцы, африканцы и даже европейцы) в разное время пришли из-за океана либо через Занзибарский пролив с материка и обосновались здесь. Совершенно очевидна роль передвижений по воде в становлении суахилийской цивили- зации, возникшей благодаря морской торговле (название «суахили» проис- ходит от арабского слова сахиль «берег» либо от его множественного числа савахиль в смысле «прибрежные поселения»). Такими же важными были они и для арабских мореходов, силами которых осуществлялась экономическая и политическая экспансия Оманского султаната, и для индийцев, считаю- щих Индийский Океан как бы внутренним морем субконтинента Индостан. Речь идет о значимости океана в жизни и мировоззрении населения именно с точки зрения антропологии мобильности и лиминальной антропологии: морские дороги одновременно соединяют и разделяют людей, океан одно- временно оказывается связующим звеном и преградой. С пребыванием в море и перемещением в нем связан огромный пласт представлений, распространяющихся не только на людей, но и на духов —  джинни и шей- тани — в магических практиках.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=