Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XIX 344 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 диционалисты — придерживаются классических форм старосуахилийской поэзии. Следуя духу и букве суахилийского канона стихосложения, традициона- листы продолжают творить в рамках двух основных жанров старосуахилийской словесности — тенди (поэмы) и машаири (небольшие по объему лирические и философские стихи). Стоит заметить, что в настоящее время приверженцы классических жанров все реже обращаются к тенди, крупным эпическим произведениям, отдавая предпочтение малым формам — упомянутому жанру машаири, поэтическому диалогу нгонджера, а также смешанным формам (как это делает современный кенийский поэт Бенджамин Магава в сборнике «Инша и машаири» соединяет два). Можно предположить, что в условиях стремительного социокультурного и политического развития африканского континента в последнюю треть ХХ — начало XXI вв., в условиях небывалого скачка, совершенного в восточноафриканской литературе, в которой после длительного засилья традиционных форм, однообразия сюжетных линий и кли- шированности персонажей возникают такие, к примеру, романные формы, как роман-притча, постмодернистский роман, появляется новая суахилиязычная поэзия, малая форма оказывается наиболее адаптированной к бурным изме- нениям, происходящим не только в восточноафриканских государствах, но и в сознании нового поколения африканцев. Кроме того, малая форма позволяет автору лучше выразить собственное отношение к описываемому предмету, личное настроение, для демонстрации которого крупная (эпическая) форма не всегда подходит. В суахилиязычной поэзии скачок, о котором говорилось выше, был ознаменован появлением новой или т.н. модернистской (назовем ее также обновленной) поэзии, второго направления суахилиязычной поэзии. Начиная с середины 1970-х годов, в жанре обновленной поэзии успешно творят пионер «суахилийского модернизма» танзанийский автор Эфрас Кезилахаби и кениец Китака ва Мбериа. Наконец, на фоне продолжающей свое существование традиционной, кано- нической, поэзии и бросившей ей вызов обновленной поэзии, в восточноаф- риканской суахилийской словесности существует т.н. гибридная поэтическая форма, приверженцы которой совмещают элементы канона и модерна (и даже постмодерна!). Авторы поэзии этого переходного, гибридного типа порою предстают б | ольшими экспериментаторами, нежели приверженцы обновленной, модернистской поэзии, сознательно «играя» с формой, по-настоящему насла- ждаясь этой игрой, как подобает истинным мастерам художественного слова, прежде всего, классику суахилийской литературы Саиду Ахмеду Мохамеду. Это третье направлени е суахилиязычной поэзии не менее, а иногда даже более, интересно как с точки зрения формы, так и тематического наполнения. В чем отличие основных направлений современной суахилиязычной поэзии, существует ли преемственность традиционных и новых жанров, какие задачи

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=