Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XIX 350 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 Согласно устной традиции Мали и сочинениям арабских ученых, ман- дингский правитель принял ислам около 1050 года. Причиной обращения вождя-язычника к мусульманству стала засуха, обрушившаяся на странуМанде. В поисках спасения он обратился к исламским проповедникам, пообещавшим избавление от напасти в обмен на исламизацию 1 . Начиная с мансыУле, все правителиМали исповедовали ислам, но отличались веротерпимостью. Распространение мусульманства происходило достаточно мирно при пособничестве правителей государства, военной верхушки и служи- телей культа (марабутов и факихов). Догоны же смогли сохранить свои религи- озные верования и культуру в противовес влиянию ислама достаточно долго. Наиболее сильному влиянию ислама общество плато Бандиагара начало подвергаться в XIX веке, когда фульбе подчинили себе догонов. Королевство Масина представляло собой сильное теократическое государство, пример военной деспотии. С 1860 г. на королевство Масина и на догонов в том числе начали нападать тукулеры. Их правитель Эль Хадж Омар активно проводил политику исламизации. В первой половине ХХ века в некоторой степени французы содействовали процессу распространения ислама среди догонов. Ислам общества плато Бандиагара отличается большим своеобразием, поскольку находится в тесном контакте с традиционными религиозными верованиями. Один из сопровождавших супругов Клемм фульбе в 1960-е годы, показывая им Сангу, сказал: «Ислам считают здесь не больше, чем налетом на вере предков. Если Христос, как мы знаем от Карло Леви, дошел лишь до Эболи, то Мухаммед дошел только до Бандиагары» 2 . Сейчас у догонов есть целые деревни, населенные мусульманами, кото- рые молятся Аллаху. Но даже в них присутствуют элементы традиционной культуры. Так, в деревне Энде хранится древняя статуэтка, которая раньше использовалась в ритуальных церемониях. Отвечая на вопрос, зачем она им нужна, догоны говорят: «Она ценная». Один из представителей общества плато Бандиагара, мусульманин по верои- споведанию, работает резчиком по дереву и изготавливает фетиши. Он говорит, что сейчас деревянных фетишей стало меньше, т.к. большинство догонов при- няло ислам. Эти фигурки резчик делает для анимистов, ведь мусульманам они не нужны. Ислам запрещает изображения человека. Тем не менее, мусульманин занимается созданием человекообразных фигурок, и находятся догоны, которые их покупают, и даже которые им поклоняются, несмотря на утверждение одного 1 Cuoq J. M. Recueil des sources arabes concernant l'Afrique Occidentale du VIII au XVI siecle (Bilad al-Sudan). Traduction et notes par Joseph M. Cuoq. Paris: Ed. du C. N. R. S., 1975. 490 p. 2 Клемм Х. Внуки королей. Путевые очерки о Мали. М.: Наука, 1966. 248 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=