Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 355 учеников Дмитрия Алексеевича. Под научным руководством Д. А. Ольдерогге сложилась ленинградская школа африканистов. Многие представители ее, перейдя на работу в Москву, перенесли немало творческих замыслов, оценок и исследовательских подходов своего учителя. Точнее, наиболее выразительно и адекватно принадлежащему Д. А. Ольде- рогге месту в мировой африканистике его назвал А. Б. Давидсон: патриархом. Надо признать, что «в список славы золотой» по изучению Африки входят также, помимо И. И. Потехина, В. Г. Солодовников, А. А. Громыко, А. М. Васи- льев, А. Б. Давидсон и многие другие отечественные африканисты, создавшие фундаментальные труды по истории, лингвистике, экономике, географии, литературе, этнографии, религиоведению и другим наукам об Африке. Д. А. Ольдерогге уже посмертно посвящено несколько весьма весомых работ. В них отличаются наряду с научными достижениями и заслугами, профессионализмом и широтой творческих задумок, организаторскими спо- собностями и глубиной знаний об Африке, его высоко гуманистические черты и взгляды, лишенные принятой в те десятилетия идеологической трескотни. Он выносил на суд читателей, ученых, основательно выверенные результаты своих исследований, убедительно доказанные и содержащие, как правило, идеи, служащие основой дальнейшей разработки его учениками. В атмосфере общения с коллегами, учениками и студентами складывались у него не только деловые отношения, но зарождались дружеские, доверительные и, конечно, творческие. Немало внимания уделял он образовательному процессу, заведуя по существу организованной им кафедрой африканистики в Ленинградском (ныне—Санкт-Петербургском) государственном университете. Широкий круг специальных предметов в учебных программах на африканистике предназна- чался для формирования высокоинтеллектуальных специалистов-африкани- стов, притом не только из числа граждан Советского Союза, но и зарубежных стран (ГДР, Чехословакии, Польши, США и др.), отменно разбирающихся в хитросплетениях сложнейших проблем этой области науки, обладающих высоким трудолюбием, самозабвенно преданных идеям честного, без иде- ологических догм, познания африканского языкознания, истории и других дисциплин. По его инициативе, наряду с филологическим профилем обучения, открыто было и отделение истории Африки, но, к сожалению, не по его вине оно про- существовало всего лишь пять лет. Однако те, кто заканчивал филологическое отделения (языки Западной Африки, языки Южной Африки и Эфиопии), получали в ходе учебы как отменную языковую и литературоведческую, так историко-этнографическую подготовку. Это позволило им впоследствии специализироваться в различных областях знания, в том числе по мировой политике, экологии, социальной географии и религиоведению. Он придавал

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=