Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

XX. Круглый стол 362 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 старались заботиться — оберегать ее от злых духов, не позволять много трудиться, баловать. Однако на такое чуткое отношение можно было наде- яться лишь в среде образованных аристократов, состоящих на придворной службе, обладающих финансовой независимостью. Если дитя, рожденное в знатной семье, было желанно независимо от его пола, то простое населе- ние отличалось более грубыми и жестокими нравами. В крестьянской среде старались оставлять первых детей, от остальных же избавлялись в точности так, как своим примером это показали боги Идзанаги и Идзанами, отправив в лодочке по реке своего первенца — младенца, рожденного без костей, как пиявка 1 . Даже рассматривая мифологические тексты «Кодзики» («Записи о делах древности», 古事記 ) и «Нихон сёки» (иначе «Нихонги», «Анналы Японии» 日本記 ), невозможно пренебречь реалиями, отраженными в нем. Речь пойдет о явлении сутэго (яп.: 弃子 ) — оставлении детей их родителями как предше- ственника более позднего явления — инфантицида мабики — «прореживание сорной травы» (яп.: 間引き ). Основными причинами оставления детей в простом японском обществе были крайняя бедность и невозможность прокормить ребенка, особенно в мно- годетных семьях; физический недостаток новорожденного; нежелательная беременность, скрываемая женщиной от мужа и окружающих. В среде придворных дам также практиковалось скрывание беременности для того, чтобы избежать публичной огласки и позора. Поводов избавиться от нежелательного дитя было несколько: беременность не от главного покро- вителя дамы; страх навлечь позор, вызвать огласку при дворе; лишиться милости знатного покровителя; увольнение с придворной службы в случае желания оставить ребенка на воспитание. Потеря службы в свите августейшей особы, как и неспособность удержать богатого покровителя, означала конец безбедного существования, возвращение в родной дом в провинции и, часто, нищету. В случае нежелательной беременности фрейлина пресекала ночные визиты мужчин, по возможности старалась покинуть столицу и вести уеди- ненный образ жизни в провинции, а после родов оставляла новорожденного на произвол судьбы. В сборнике назидательных историй жанра сэцува «Кондзяку моногата- ри-сю» («Стародавние повести», XII в.) можно обнаружить целый цикл исто- рий о брошенных детях и сиротах, причинах их оставления. Это обедневшая одинокая женщина с двумя маленькими детьми, которая горько рыдает, так как вынуждена бросить самого младшего ребенка 2 ; обедневшая аристократка меч- тает о богатом покровителе или муже, но внезапно обнаруживает беременность, 1 Иэнага Сабуро. История японской культуры. М.: Прогресс, 1972. С. 66– 67. 2 «История о том, как старуха взяла на воспитание ребенка, брошенного бедной женщиной» («Кондзяку моногатари-сю», свиток 19, рассказ 43).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=