Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

XX. Круглый стол 380 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 в Северную Африку для проведения антропологического исследования бер- берских групп, проживающих в Атласских горах. Социальная антропология мусульманского Магриба—тема нескольких его книг, в том числе монографии «Святые Атласа», впервые изданной в 1969 г. 1 и посвященной обществен- но-политической организации берберских племен. Американский антрополог Клиффорд Гирц дал сравнительный анализ роли ислама в истории таких контрастных цивилизаций, как индонезийская и марокканская, уделяя особое внимание социальной роли религии в этих неоднородных мусульманских обществах 2 . Важные с точки зрения новизны научного подхода, труды этих авторов дали возможность другим исследователям, опираясь в частности на сочинения средневекового историка Ибн Халдуна, строить различные научные гипотезы по берберской проблематике. Периоды колониализма, а затем постколониального государственного и национального строительства в странахМагриба заставили западных ученых пересмотреть вопрос о социально-культурной и исторической роли берберов, признавая за ними лишь сохранение «остаточных» племенных и фольклорных особенностей. Так или иначе, эта тенденция шла в унисон с политикой пра- вящих элит Северной Африки, направленной на ассимиляцию и арабизацию бербероязычного населения. В последние годы такой подход уступает место новому более глубокому и многостороннему исследовательскому подходу. Кроме того, появились запад- ные публикации, признающие, что берберы Северной Африки, как и многие другие коренные народы, пережившие столетия подчинения, требуют сегодня языкового и культурного признания. Исследователи открыто заговорили о том, что зародившееся в конце XX века берберское движение «ставит своей целью, ни много ни мало, изме- нить идентичность североафриканских государств, переписать их историю и внести фундаментальные изменения в основу коллективной жизни. При этом, оно бросает вызов существующим политическим и социокультурным институтам, например, Марокко и Алжира, выступая при этом противовесом оппозиционному исламистскому крылу…» 3 . Одно из первых исследований, где проанализировано возникновение совре- менного этнокультурного движения берберов, — работа Брюса Мэдди-Уэйц- мана «Движение за берберскую самоидентификацию как вызов государствам Северной Африки». Автор делает акцент на yаблюдаемом сегодня возрождении берберского вопроса в Алжире и Марокко на фоне кризиса легитимности 1 Gellner E . Saints of the Atlas. London: Weidenfeld and Nicolson, 2010. 317 p. 2 Geertz C . IslamObserved: Religious Development inMorocco and Indonesia: University of Chicago Press, 1971. 136 p. 3 Maddy-Weitzman B . The Berber Identity Movement and the Challenge to NorthAfrican States: University of Texas Press, 2011. 304 p.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=