Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

«Гендерная проблематика в странах Востока» Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 381 режимов в этих странах. Исследование освещает многие вопросы, в том числе появление официальной идеологии, отводящей берберам роль второго плана в арабском и исламоцентрическом мире. Берберское движение как реакция на эту идеологию содействовало формированию самосознания берберов, что, по мнению автора, придает импульс борьбе национальных меньшинств и корен- ных народов за свои права и в других регионах мира. Монография «Берберы и другие» Кэтрин Э. Хоффман и Сьюзан Г. Миллер 1 предлагает еще один «свежий взгляд» на новые формы социальной и поли- тической активности в современном Магрибе. В последние годы берберское движение оказалось в центре внимания общественности как на севере Африки, так и на Западе, где проживают крупные берберские общины. Берберы, по мнению этих авторов, пока еще мирными способами борются за более широ- кие права в культурной и социально-политической жизни, претендуя на более достойное место в истории. Гендерный аспект социально-политического и культурного движения берберов представляется сегодня перспективным направлением исследования берберского вопроса. Движение берберских женщин за свои права долгое время исключалось из феминистских дискурсов в странах Магриба. Один из ведущих исследователей в этой области — Фатима Садики, профессор лингвистики и гендерных исследований, основатель Центра исследований проблем женщин Университета Мохаммеда б. Абдаллаха в Фесе (Марокко). Она является автором книги «Женщины, пол и язык в Марокко» 2 и редактором таких сборников, как «Women and Knowledge in the Mediterranean» (2013 г.), «Women in the Middle East and North Africa: Agents of Change» (2013 г.) и «Women Writing Africa». Одна из последних ее работ о правах женщин Марокко — «Исследование о женском равноправии в Марокко» 3  — вышло в 2014 г. Автор отмечает, что тема женского равноправия в Северной Африке, где берберы составляют довольно значительную часть населения Алжира, Туниса и, особенно, Марокко, должна рассматриваться намного шире, чем в настоящее время. В этом кон- тексте она подчеркивает особую важность такого события, как признание берберского языка в Марокко в качестве официального в 2011 г. Берберский язык, по мнению Ф. Садики, исторически ассоциативно связан с женщинами. Поэтому «признание берберского языка, несомненно, будет способствовать продвижению берберской культуры в сфере власти и приведет к усилению интеллектуальной роли марокканского феминистского дискурса с включением в него, наконец, берберского фактора…», который ранее не учиты- 1 Katherine E. Hoffman, Susan Gilson Miller, eds. Berbers and Others: Beyond Tribe and Nation in the Maghrib. Bloomington: Indiana University Press, 2010. 225 p. 2 Sadiqi F . Women, Gender, and Language in Morocco. Brill, 2003. 336 p. 3 Sadiqi F. Moroccan Feminist Discourse. New York: Palgrave Macmillan, 2014. 260 p.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=