Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XXI 404 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 В заключение стоит еще раз отметить тот факт, что Дзидзо, его образы, разновидности и функции достаточно разнообразны. Он гармонично вошел в японскую мифологическую систему и стал весьма популярен среди всего населения. Сейчас ни один японец не может представить себе жизнь без бод- хисаттвы Дзидзо: к нему обращаются за помощью, в поисках успокоения, для того, чтобы показать свою благодарность и почтение. Все это делает Дзидзо неотъемлемой частью жизни всего японского общества. Дородных Дарья (Европейский Университет в Санкт-Петербурге) Ситуация и контекст: язык «джадидского» дискурса в воспоминаниях Габдуллы Буби (1871–1922) Источником настоящей работы стали воспоминания Габудллы Буби, написанные на литературном татарском языке начала XX в. Исследования направлено на выявление основных элементов джадидского нарратива и его функций в условиях интеллектуальной борьбы за право определять пути раз- вития мусульманских обществ. Г. Буби — это интеллектуал, активно вводивший «новый метод» обучения в медресе и проповедовавший «прогресс» и «просвещение». Я определяю язык Г. Буби как язык-идеологию 1 , которая позже разовьется в особое умение «говорить по-джадидски» и сформирует образ джадидов как передовых людей, борцов с отсталостью и религиозными пережитками. Ключевыми понятиями в рассказе становятся: народ ( милләт ), передовые люди ( алга халык ), свобода ( хөррият ) , образование ( мәгърифәт ), прогресс ( тәрәккыят ). Образование дает свободу и позволяет пойти по пути прогрес- сивных народов. Главным двигателем повествования является борьба с тем, что для Г. Буби представляется отсталостью и невежеством. Объединяя все элементы нарратива (свобода, образование, прогресс, объ- единение, имплицитная колонизация), можно увидеть, что они вписываются в кластер «имперского» и таким образом, я рассматриваю эти воспоминания как саморепрезентацию и самоописание имперского субъекта, то есть через аналитическую рамку новой истории империй 2 . Невежество общества в целом, по мнению Г. Буби, заставляет находиться в состоянии подчинения, поэтому для него мусульмане — это подчиненная группа, объект, который необходимо приводить в порядок. Инструментом борьбы выступает европейское знание, которое дает свободу и позволяет приблизиться к новым, современным жизненным стандартам. 1 Freeden M . Liberal languages: ideological imaginations and twentieth-century progres- sive thought. Princeton University Press, 2009. 2 Миллер А. И . Русский национализм в империи Романовых // Национализм в миро- вой истории/ под ред. В. А. Тишкова и В. А. Шнирельмана. 2007.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=