Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

«Школа молодого востоковеда» — 2017 Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 405 Задача Г. Буби — организовывать школы и «просвещать» людей, эта цель представляется ему центральной целью его жизни и религии. Г. Буби, подобно пророку, хочет давать знания, чтобы дать власть людям над собственной жизнью, и, объединив их, вывести из подчинения «русских». Под «русскими» понимается государство, бюрократический аппарат. В свою очередь, русский язык представляет для него важность в деле торговли и «просвещения», он повышает количество часов русского языка в своих школах. Освоение доми- нирующего языка в любой империи Нового времени давало много возможно- стей — карьера, образование, социальная мобильность. Для мусульманского сообщества Российской империи язык — это инструмент, позволяющий получить доступ, в том числе и к европейской мысли. Не только русский язык входит в школьную программу Буби, но также китайский и турецкий, и это позиция Г. Буби: он живет в «прогрессивном» Китае, читает турецкую и русскую литературу. Три языка и три империи, внутри которых существуют развернутые социальные, интеллектуальные связи в среде мусульман, живущих в условиях фронтира, который имеет потенциал к продвижению 1 , — такие условия позволяют Г. Буби проповедовать прогресс и бороться за просвещение «невежественных мусульман». Территория, на которой идет борьба, не самоочевидна, она выбирается скорее ситуативно — Г. Буби переезжает из города в город и главным основа- нием для остановки в том или ином месте является возможность создавать, управлять, реформировать медресе, поэтому его Родина там, где есть возмож- ность проповедовать «прогресс и просвещение отсталым народам». Формула «привнесение европейской цивилизации и прогресса» «отсталым» среднеазиатским народам стала риторическим штампом по образцу легитими- рующих колониальные завоевания европейских форм культуртрегерства. Когда Г. Буби говорит о печальной отсталости казахов или дунган, он воспроизводит эти штампы, меняя лишь акторов идеологии: культуртрегерами в его рассказе должны стать «просвещенные» тюрки, освоившие новую, европейскую обра- зовательную систему. Жевликова А. А. (Свято-Владимирская школа, Санкт-Петербург) История появления шахмат в России «Чатуранга»—древнейшая форма шахмат, зародившаяся в Индии в начале первого тысячелетия от Рождества Христова. Она сформировалась, в качестве прототипа на индийскую армию того времени. Игра оказалась настолько увле- 1 ГоршенинаС . Теория «естественных границ» и завоевание Кульджи (1870−1871 гг.): Автопортрет российских военно-дипломатических элит Санкт-Петербурга и Туркестана // Ab Imperio. 2014. Т. 2014. №. 2. С. 102–165.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=