Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XXI 412 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 С распадом СССР советское законодательство, во многом устаревшее, утратило силу. Новое сформировано не было. После долгого периода жесткого регулирования, многие сферы жизнедеятельности в одночасье оказались вне рамок законодательства и прямого контроля. Государственная монополия на насилие, и как следствие, на защиту государственной правовой системы была ослаблена. Особенно остро эта проблема ощущалась на территориях этниче- ских периферий, в республиках российского Северного Кавказа, в частности. Возникло состояние нормативно-правового вакуума. В социологии состояние распада нормативно-ценностных основ, вызванное социально-политическими кризисами, называется аномией 1 . В этом состоянии индивид утрачивает систему координат. Вырастает неопределенность, а вместе с ней риски. В связи с этим в республиках Северного Кавказа быстро начали обретать силу проверенные тысячелетиями обычное право и шариат. Советская власть препятствовала соблюдению религиозных обрядов, в связи с чем, исламские ритуалы в значительной мере трансформировались, будучи вытесненными из публичного поля. Закрытость породила множество местечковых вариаций исламских обрядов. Этому способствовала также гиб- кость трактовки различных положений ислама. Что касается внерелигиозной сферы, то в аномической среде традиции и обычное право в республиках С. К. стали опорой для людей, выросших в советской среде, тогда как в Центральной России период аномии конца 1980–1990-х гг. имел более серьезные негативные последствия ввиду разру- шения привычных социальных институтов и норм. Однако, традиции, пережившие длительный период советского «правового карантина», так или иначе видоизменились. Более того, в условиях нехватки регуляторов общественного поведения и активной трансформации общества в 1990-е гг. традиционные институты и социальные практики также начали меняться, приспосабливаясь к запросам общества и среды. Начался процесс, описанный Э. Хоббсбаумом как «изобретение традиций». «Изобретенные традиции» считаются традицией именно потому, что они возникают преимущественно естественным образом и органически вписыва- ются в социальные структуры. Их основным посылом является обращение к прошлому, к «подлинной», аутентичной культуре. Учитывая тот факт, что новый виток изобретения традиций на С. К. пришелся на 1990-е гг., можно сказать, что специфика того периода оставила свой след и на изобретенных элементах традиций. На сегодняшний день, когда государство вернуло себе монополию на легитимное насилие и выстраивает четкую пра- вовую иерархию, а социальные условия изменились, многие из изобретенных 1 Durkheim É. The Division of Labour in Society, translated from the French edition of 1893 by W. D. Halls with an introduction by Lewis Coser. 1984; Мертон Р. К . Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992. №. 3. С. 104–114.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=