Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

«Школа молодого востоковеда» — 2017 Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 411 прозападный или антиосманский, как ранее в Сирии, а в форме ориентации на собственные силы, на ресурсы, достижения и потенциал самого государства, обусловил развитие идей второй половины столетия. Общей особенностью египетской национальной идеологии стал ее инте- грированный характер, способность вбирать в себя все основные направления общественной мысли, будь они секулярными или религиозными. Эта много- гранная идеология стала связующим звеном для египетских мыслителей, базой для однородного культурного пространства страны. Устранение духовенства от политических процессов в стране, передача ведущей роли европейски образован- ной элите определили толерантность этого пространства к идеям любого толка. В конце концов в египетской национальной идее переплелись панарабизм, фараонизм (локальный национализм, основанный на легитимности историче- ской преемственности), панисламизм, панориентализм. Сохранялся и «импери- ализм»—претензия на включение в состав Египта исторически принадлежав- ших ему регионов, в первую очередь, Судана и Хиджаза. Без изучения этих идей и их трансформации в исторической перспективе невозможно рассматривать такие феномены, как падение монархии, политика Насера, формирование Объединенной Арабской Республики, укрепление влияния «Братьев-мусуль- ман» и других консервативных исламских сил. Каждое направление, каждое течение внесло свой вклад в общее развитие страны и региона. Иванов Е. А. (НИУ ВШЭ, Москва) Нормативное регулирование обрядов на российском Северном Кавказе: причины появления, возможные перспективы развития, конфликтный потенциал Северный Кавказ на сегодня является территорией, где установился норма- тивно-правовой плюрализм. Другими словами, полиюридизм, выражающийся в одновременном сосуществовании нескольких систем нормативно-правового регулирования общественной жизни. При имперском руководстве в быту горцев преобладали адаптированные на Кавказе нормышариата, тесно переплетенные с обычным правом — адатом. Советская власть успешно реализовывала свою монополию на насилие, а также на установление и поддержание светской системы правоотношений. Традиционное право и нормы шариаты продолжали действовать на нефор- мальной основе, хотя запрос на апелляцию к этим источникам регулирова- ния общественной деятельности значительно снижался, ввиду легитимации государтвенного правового аппарата. Тем не менее, обычаи гостеприимства, куначества, обряды проведения инициации, свадеб, похорон, а также кровная месть продолжали быть существенной частью горского быта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=