Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

«Школа молодого востоковеда» — 2017 Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 417 Читая критические статьи разных лет о произведениях О. Кастель-Блюм, мы с удивлением наблюдаем, как с течением времени менялся взгляд литера- туроведов, критиков и читателей на то, какой должна быть израильская литера- тура и какое место в израильском обществе должен занимать писатель. После публикации романа «Долли сити» О. Кастель-Блюм обвиняли в ненависти к Израилю и израильтянам, а некоторые даже считали ее сумасшедшей, однако сейчас нет ни одной статьи об О. Кастель-Блюм, которая бы не называла ее одним из наиболее выдающихся писателей в современной израильской литера- туре. Интерес литературоведов и литературных критиков к прозе О. Кастель- Блюм не угасает: количество критических и научных статей, посвященных ее произведениям, только растет и обнаруживает новые точки зрения, освещая ранее не замеченные проблемы. Наверное, пополнится и список книг самой О. Кастель-Блюм: на вопрос о планах на ближайшие десять лет, заданный ей в одном из недавних интервью, писательница дала такой ответ: «Мне кажется, это… это еще очень много книг». Клусова Ю. Д. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Женщины в современной литературе Судана По сравнению с представительницами других арабских и африканских стран суданские женщины обладают большим количеством свобод: они относительно рано получили избирательные права, стали занимать высокие посты в госу- дарственных учреждениях и министерствах, работать инженерами и судьями в шариатской системе 1 . При этом суданские женщины довольно слабо проявили себя в литературе, что было обусловлено целым рядом объективных причин. Долгое время женщины не имели доступа к образованию, и до сих пор во многих семьях устоявшиеся стереотипы мышления и экономические факторы ограничивают доступ девочек к просвещению. Ситуация осложняется тем, что хотя современная система образования позволяет девочкам изменить свое тра- диционное мышление, однако после этого многие из них не могут в полной мере реализовать свой потенциал и заручиться одобрением окружающих. Поэтому даже литературным творчеством женщины зачастую занимаются только во время учебы. Многие представители суданской интеллигенции, как мужчины, так и женщины, считают сочинение стихов или рассказов «легкомысленным развлечением молодости» 2 . 1 Герасимов И. В. Женщина в Судане // Женщины в культуре Востока: политика, искусство, публицистика. СПб., 1997. С. 22–24. 2 Radwa Ashur, Ferial Jabouri Ghazoul, Hasna Reda-Mekdashi. Arab Women Writers: A Critical Reference Guide, 1873–1999. New York: American University in Cairo Press, 2008. P.165.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=