Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XXI 420 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 влиянию», для нее характерны чистота еврейского языка, а также особая глубина и многозначность образов благодаря большому количеству библейских цитат. Сборник оказал огромное влияние на всю последующую еврейскую литературу. Некоторые поэты подражали Моисею Ибн Эзре и произведения, создавали схожие по структуре с «Книгой ожерелья». Данная рукопись имеет большой потенциал для исследования. Она не была учтена ни в одном из изданий поэмы (включая критические), несмотря на то, что содержит полный текст поэмы и не совпадает целиком ни с одной из уже изученных редакций сборника. Кроме того, рукопись является прекрасным образцом для выявления различных палеографических и кодикологических особенностей сефардской книжной традиции. Все это говорит о том, что она, несомненно, заслуживает изучения и ввода в научный оборот в рамках полномасштабного исследования еврейских письменных памятников сред- невековья. Кузнецова Т. С. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Адаптация Махабхараты в кхмерской литературе Махабхарата — древнеиндийский эпос, оказавший большое влияние на формирование культурной традиции Индии и стран Юго-Восточной Азии, в частности, Камбоджи. В Камбодже существует рецензия Махабхараты, которая существенно отличается от оригинала по структуре (17 частей в кхмерской версии и 18 частей в оригинале) и объему (кхмерская рецензия в десятки раз меньше оригинала). Содержание кхмерской версии также отличается от оригинала. Несмотря на всемирную известность индийской «Махабхараты» и высокую степень ее изученности, о кхмерском варианте этого эпоса известно очень мало. Древнеиндийский эпос формировался на протяжении тысячелетия. Около 600 г. состоялось публичное чтение Махаб- хараты в кхмерском храме. Кхмерская культура — результат многовекового взаимодействия индий- ской и местной культур. Камбоджа была охвачена процессом «индианизации» в I тысячелетии н. э. В результате этого процесса, по теории французского вос- токоведа Кёдеса, Камбоджа превратилась в «индианизированное королевство». Страны, охваченные процессом индианизации, сохраняли основные элементы своей культуры, однако культура Индии оказала огромное влияние на многие сферы жизни населения этих стран. Воздействие литературы Индии на фор- мирующуюся литературу кхмеров началось в области эпиграфики. Кхмерский вариант Рамаяны—Риемке, датируемый VI веком, стал центральным произве- дением в местной литературе. Существует и кхмерский вариант Махабхараты, однако информации о нем намного меньше, чем о Риемке.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=