Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XXI 430 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 • «Трубы» (ивр. ), одноименный сборник (1992); • «Мысль в форме рассказа» (ивр. ), сборник «Азъ есмь» (ивр. , 2002); • «Страна лжи» (ивр. ), сборник «Вдруг стучат в дверь» (ивр. 2010, ). Исследование на примере выбранных рассказов строилось по следующей схеме: • анализ названия произведения и его смысловое назначение; • анализ причины выбора лица, от которого ведется повествование; • особенности языка произведения; • ключевые моменты сюжета произведения, его тема и идея, а также затра- гиваемые автором проблемы. Анализ названий показал, что все они, в более или менее очевидной форме, отсылают читателя к фантастическому элементу, присутствующему в рассказе. Анализ выбора лица повествователя показал, что в двух из трех рассказов повествование ведется от третьего лица, что объясняется необходимостью более широкого «угла обзора», так как в рассказах присутствует несколько основных персонажей. В третьем рассказе главный герой является также и рассказчиком. Если говорить о языке выбранных произведений, то в первую очередь стоит отметить, что здесь Э. Керет придерживается характерной для постмодернизма манеры, наряду с литературным ивритом активно пользуясь разговорными словами и выражениями. В ходе дальнейшего анализа было выявлено, что нереальный мир у Э. Керета зачастую играет сюжето- и смыслообразующую роль. В рассмотренных рас- сказах с его помощью автор подчеркивает основную идею произведения: «Трубы»—оплот надежды для героя; «Мысль в форме рассказа»—фантастич- ность изображает актуальный для настоящего мира конфликт индивидуального и общественного мышления; «Страна лжи» — возможность переосмысления и понимания того, к каким последствиям может привести неосторожно ска- занное слово. Нереальные миры Э. Керета обладают сходством с реальной действитель- ностью. В них не происходит практически ничего, что не могло бы при опреде- ленных обстоятельствах случиться в реальности. Переход между реальностью и фантастикой сглаживается, фантастическая составляющая рассматривается как часть отношений героя с самим с собой и его личностных отношений с другими. Таким образом, фантастический элемент является не столько материаль- ным, сколько психологическим. Подобное использование приема описания нереального мира позволяет по-новому отобразить в литературе проблемы современного израильского общества, подчеркнуть их важность и даже указать возможные пути их решения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=