Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XXI 444 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 преодоления раздробленности арабского мира и создания единого мощного государства, защиты обездоленных классов и установления социальной спра- ведливости. Это привлекло к баасистам интеллигенцию, молодежь, средние слои населения. Популярности партии способствовали также ее динамичный характер и строгая централизованная структура 1 . Баас—партия тоталитарного типа, напоминающая правившую в СССР КПСС. В отличие от Ирана, в котором даже в условиях теократического режима формируется гражданское обще- ство, существуют свобода дискуссий и относительный плюрализм мнений, в Сирии царило полное единомыслие при тоталитарной власти партии Баас и всеохватного полицейского аппарата. К тому же, после крушения диктатуры Баас в Ираке, баасистская Сирия оставалась единственной арабской страной, стойко и непримиримо противостоящей Израилю 2 . Конфликты между государствами со светскими режимами и государствами, в которых доминирует исламский фундаментализм, многосторонни и мно- гогранны и их можно разделить на открытое вооруженное противостояние (война), революции и «гибридную» войну с использованием дипломатических и экономических методов. В частности, такие страны исламского фундамен- тализма как Саудовская Аравия и Катар в ходе подобной борьбы стремятся распространить свое влияние на другие мусульманские страны, прибегая к различного рода методам воздействия для разжигания революций и войн проксимального типа («чужими руками»). Страны, которые «экспортируют» исламский фундаментализм (прежде всего, — Саудовская Аравия и Катар) ставят перед собой следующие цели: 1. Противостояние шиитскому Ирану как сильной региональной державе с иной религиозно-политической идеологией, способной создать зоны сопротив- ления в регионах БВ с шиитским населением (Ливан, Ирак, Сирия, Йемен и др.). 2. Противостояние светским авторитарным режимам в арабских и мусуль- манских странах, которые воспринимаются как носители альтернативной политической модели. Отсюда Арабская весна и последующие события в таких странах как Тунис, Ливия, Египет, Сирия, конечной целью которых был и остается развал государственных систем, сложившихся до Арабской Весны и построение на этих постреволюционных осколках зон собственного влияния или даже «неоисламского халифата XXI века» 3 . Развитие исламского фундаментализма в конце ХХ — начале ХХI века прошло определенную эволюцию. Начало было положено во время войны вАфганистане (1979–1989 гг.). Затемпришел чередпостроения государственного 1 Мирский Г . Вторая жизнь партии Баас // Россия в глобальной политике. 2003. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/n_959. 2 Там же. 3 Сатановский Е. Я . Котел с неприятностями. Ближний Восток для «чайников». Москва: Издательство «Э», 2016. 576 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=