Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XXI 446 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 работе проанализирован цзюань №3, относящийся к разделу «Разнородное изложение» ( 雜述 Цза шу, цзюани 3–4), который состоит из философских эссе. Идеи памятника, равно как и его структура, до настоящего времени были крайне мало (а в отечественной синологии и вовсе не были) описаны в науч- ной литературе, что и послужило основным мотивом проведения настоящего исследования. Более того, ряд современных американских исследователей (Р. Хэндлер-Шпиц, П. Ли) и вовсе полагает, что в «Книге для сожжения» «не просматривается никакой логики в изложении материала», и он «представляет собой беспорядочную мешанину фактов, мнений и впечатлений». Я оспариваю данное утверждение и полагаю, что произведения цзюаня четко сгруппированы по следующим жанровым группам: 1. Рассуждения ( 論 лунь): эссе, содержащие философские суждения на определенную тему в свободной форме. Произведения 1–7, 37. 2. Разъяснения ( 說 шо): эссе, содержащие разъяснение какого-либо кон- кретного понятия, концепции либо точки зрения Ли Чжи по определенному вопросу. Произведения 8–12, 14. 3. Заметки ( 記 цзи): тексты, в которых Ли Чжи рассказывает о событиях и людях, связанных с ним. Произведения 13, 15, 16. 4. Предисловия и послесловия ( 序 сюй): тексты, составленные в качестве приложения к другим произведениям и документам. Произведения 17–25. 5. Поминальные тексты ( 告文 гао вэнь): некрологи и тексты поминальной направленности об определенных личностях, преимущественно хвалебного толка. Произведения 26–29. 6. Разное: тексты, не формирующие самостоятельную группу и не при- мыкающие к какой-либо другой (включает написанное за других ( 代作 дай цзо), характеристики ( 贊 цзань), памятки ( 手冊 шоу цэ) и тексты ( 文 вэнь)). Произведения 30–36. Что касается собственно идей цзюаня, их можно сформулировать и упоря- дочить по частоте и интенсивности упоминания следующим образом: 1. Не существует единого и неизменного стандарта, существует лишь уместное в конкретной ситуации. Данный тезис встречается наиболее часто, а формы его проявления весьма разнообразны. Очень вероятно, что источни- ком вдохновения для него стал «Канон перемен», которому Ли Чжи уделял особое внимание. 2. Современные конфуцианцы — недостойные лицемеры. Напрямую не связанный с какими-либо философскими убеждениями данный тезис, тем не менее, занимает важное место в идейных построениях Ли Чжи и, по моему мнению, является одним из главных посылов всего его творчества. 3. Искренние чувства и эмоции — ключевое условие истинного творчества. Ли Чжи был одним из первых конфуцианских мыслителей, оценивших чувства иэмоциивположительномключе,—некаквредноеискажениеистинной,моральной

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=