Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 145 not be ruled out. Obviously, these reliefs should be considered not only from the point of view of the history of fine arts and sculpture in particular, but also in the context of the history of Muslim architecture in Chechnya. The materials of the expedition are of great interest for understanding the development of the plastic art in Chechnya. Further comprehensive study of local sculptural tradition will make it possible to establish its interrelations with other cultures, and would help to determine the place of Chechen cultural heritage in the global cultural space. Keywords: Chechen Republic; history of plastic art; reliefs; stone sculptures; towers; mosques; architectural décor; Aleksei V. Machinsky. Месхидзе Дж. И. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) К источниковедению истории пластического искусства Чеченской Республики Резюме : Вслед за присоединением Чеченской территории к Российской империи описания военно-разведывательного характера сменялись научным интересом к ее ранней истории и культуре. Целенаправленная деятельность столичных научных организаций и ученых, привлечение к сотрудничеству мест- ных проводников и переводчиков позволили накопить значительные сведения и художественные коллекции для расширения знаний и осмысления культур- но-исторической панорамы Чечни. Приоритетным направлением отечествен- ного кавказоведения 20–30 годов ХХ века была комплексная экспедиционная практика, включавшая археологические, этнографические и лингвистические исследования. В статье, в частности, рассматриваются материалы, собранные Чеченским отрядом Северо-Кавказской экспедиции Института истории материальной куль- турыАНСССР 1939 года под руководствомАлексея ВладимировичаМачинского (1910–1942). Материалы экспедиции включают рукописный полевой дневник по археологическому обследованию Итум-Калинского района и два альбома фотоснимков в качестве особого визуального дополнения к нему. Насыщенный множеством детальных описаний, этнографических и фольклорных запи- сей — рассказов местных жителей о древних божествах и связанных с ними обрядах, легенд о происхождении ряда селений, строительстве боевых и жилых башен, о военных столкновениях и мирных взаимоотношениях между соседними горными обществами, полевой дневник содержит планымогильников, зарисовки башен и рельефных изображений на камнях. Из них особенно выделяются два важных для изучения истории пластического искусства Чечни сюжета: инфор- мация о «скульптурном изображении князя Сепо» на боевой башне в селении Цой Педе и фотографии «резных камней», встроенных в стены мечети в селении Центарой. В дневнике сообщается, что в верхней части боевой башни в Цой Педе находилось «изображение человека с раскинутыми руками и расставленными ногами». Его фигура была «выложена из белого камня», а голова «дана отдельным

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=