Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 175 традиции суфийской поэзии. Изучение в рамках проекта списка, хранящегося в частном собрании, способствовало его сохранению и частичному введению в научный оборот. В процессе работы научной группой был проведен кодико- логический и палеографический анализ данной рукописи «Дивана», написан историографический обзор для введения к изданию критического текста, осуществлена транслитерация. Дальнейшее исследование «Дивана» Хушхала Гариби было проведено в 2015–2017 гг. в рамках проекта «Суфийская поэзия XVIII–XIX веков как феномен общности культуры народов Центральной Азии». Было осуществлено сравнительное исследование образцов суфийской поэзии XVIII–XIX веков («Диван-иМашраб», «Диван» Хушхала Гариби), показавшее, что поэты исследуемого периода продолжали традиции, сложившиеся в Сред- невековье. Сравнительный анализ творчества Рахим-Баба Машраба и Хушхала Гариби опубликован отдельной главой в коллективной монографии 1 . Биография Хушхала Гариби (на основе сведений из вводной части «Дивана») Хушхал Гариби был известен в Кашгаре под псевдонимом Хушхал Каш- гари. После эмиграции на территорию Кокандского ханства поэт взял себе псевдоним Гариби. Он являлся последователем суфийского тарикат а Х в ад- жаган-Накшбандийа. В своих произведениях он сравнивал себя, идущего по стезе суфия, с мотыльком, стремящимся на свет свечи. Лучезарность Аллаха поэт уподобляет свече: Табти миң пәрванәлар шәмʻ җәмалидин форуғ Йоқ мән у пәрванәғә шәмʻ шәбистанимғә айт 2 Красота свечи подарила блеск тысячам мотыльков. Скажи: для меня и для мотылька нет свечи в моих ночных покоях? Некоторые биографические сведения о поэте зафиксированы во вводной части «Дивана». Хушхал Гариби пишет, что родился в Кашгаре, получил обра- зование в медресе мавлави Х в аджи Мухаммад-ахунда, под руководством кото- рого он приобрел знания в области различных наук: грамматика ( ‘илм-и нахв ), юриспруденция ( ʻ илм-и фикх ), логика ( ʻ илм-и мантик ), догматика ( ʻ илм-и ʻ ака’ид ), источники мусульманского права ( ʻ илм-и усул ), религиозные обязанности ( ʻ илм-и фара’из ), суфизм ( ʻ илм-и тасаввуф ). Через несколько лет он получил разреше- 1 Молотова Г. М., Молотова Э. М. Суфийская поэзия XVIII-XIX веков как феномен общности культуры народов Центральной Азии. Алматы: Мир, 2017. 164 с. 2 Рукопись из частной коллекции. Л. 25 б .

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=