Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия 194 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 суфия — Мухаммадом Амином и Мухаммадом Исхак-Вали за главенство внутри тарикат а в Восточном Туркестане. Перед смертью Махдум-и А‘зам публично провозгласил своим преемником Мухаммада Амина, однако на место отца претендовал и другой сын суфия — Мухаммад Исхак-Вали, мать которого происходила из рода кашгарского правителя султана Сатук Бугра-хана. Эта борьба продолжилась и при их потомках. Далее сочинение повествует о деятельности Афак-х в аджи, сына Мухаммад Амина. Таким образом, три рассмотренные выше тазкиры являются важным источником по истории ислама и суфиев- увайсийа в Восточном Туркестане и Средней Азии в XVI–XVIII вв. Ключевые слова: аулийа’ ; тазкира ; суфизм; мазар ; ислам; Увайсийа ; Х в аджаган-Накшбандийа; Центральная Азия; Восточный Туркестан; Кашгар; Караханиды; Махдум-и А‘зам; Афак-х в аджа. В жизни населения Восточного Туркестана аулийа’ (святые) играли важную политическую, духовную и хозяйственную роль, а также способствовали распространению ислама среди тюркских народов, ранее исповедовавших буддизм, манихейство или шаманизм. Многие святые места восточно-турке- станского ареала непосредственно связаны с именами шейхов, оставивших заметный след в истории и культуре данного региона. Они и по сей день считаются святыми, их гробницы являются местами поклонения и паломни- чества. В течение столетий возникали подобные «места посещений» ( мазар ы), куда обращались для исцеления от разнообразных болезней или за помощью при несчастье. Мазар ы составляют важную часть монументальных построек, относящихся к периоду мусульманского средневековья. По мнению казахстанского ученого В. П. Юдина, в XVI–XVII вв. в руках адептов суфиев Увайсийа на территории Восточного Туркестана агиографи- ческие сочинения (такие как « Тазкира-йи Бугра-хан », « Тазкира-йи аулийа’ ») оказывались «средством воздействия на умы и сердца всех слоев населения, включая ханов и их окружение, орудием борьбы за упрочение позиций Увай- сиййа в противовес другим религиозно-политическим группировкам». На осно- вании изучения агиографического сочинения « Тазкира-йи Х в аджа Мухаммад Шариф »,Юдин утверждает, что оно было написано с целью защиты в Кашгарии интересов шейхов- увайсийа , и потому повествует о распространении их влияния в этом регионе еще со времени правления династии Караханидов, основанной Сатук Бугра-ханом (ум. в 955 г.). Второй целью было увековечить память Х в аджи МухаммадаШарифа, который пользовался широкой известностью в Восточном Туркестане и являлся открывателем «истинного места захоронения» султана Сатук Бугра-хана и основателем других ложных мазар ов в Кашгаре. Х в аджа Мухаммад Шариф был главой мощной религиозно-политической корпорации и довольно долго являлся духовным наставником и советником хана-чагатаида

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=