Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия 272 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 главными из которых являются осознание историко-культурной целостности Туркестана (современный термин — Центральная Азия), отход от тенденции видеть в истории Туркестана сумму локальных и национальных историй, комплексное изучение мусульманских источников, одновременное изучение тюркских и иранских языков. Кавказское направление на Восточном факультете развивалось с середины XIX в. (Мирза Казембек). На рубеже XIX и XX вв. были открыты азербайджан- ское, грузинское и армянское отделения. Академики Н. Я. Марр (1864–1934) и И. А. Орбели (1887–1961) внесли большой вклад в изучение христианского Кавказа. В советское время появился подход к кавказоведению как к комплекс- ной дисциплине, охватывающей весь историко-культурный ареал от северных предгорий Кавказского хребта до южных границ закавказских республик СССР. Российское востоковедение в целом согласно с тем, что, несмотря на этниче- скую и конфессиональную разделенность, Кавказ является единым регионом и, начиная с раннего Средневековья, основными источниками для изучения истории и культуры Кавказа являются материалы на арабском, персидском и турецком языках. Восстановление преподавания дисциплин кавказоведческого цикла на Восточном факультете началось в 2000 г. с открытия на кафедре Централь- ной Азии и Кавказа отделения «История Кавказа и Турции», нацеленного на изучение мусульманского Кавказа. В 2002 г. при кафедре иранской филологии было открыто отделение «Кавказоведение: армяно-грузинская филология», сосредоточившееся на изучении христианского Кавказа. Опыт работы данных отделений показал необходимость объединения их на одной кафедре—кафедре Центральной Азии и Кавказа. При сохранении комплексного регионального подхода была усилена страноведческая, историческая и языковая подготовка; сложилась система трех кавказоведческих отделений: азербайджанского, грузинского и армянского. Подготовка студентов-кавказоведов базируется на изучении одного из трех классических мусульманских языков и одного или двух кавказских языков; история Кавказа изучается как часть истории Ближнего Востока, Среднего Востока и России. Об эффективности работы кафедры свиде- тельствует успешная научная, преподавательская и практическая деятельность ее выпускников. Ключевые слова: Туркестан; туркестановедение; среднеазиатские исследо- вания; кавказоведение; кафедра Центральной Азии и Кавказа СПбГУ; востоко- ведное образование; комплексный региональный подход. Для петербургского востоковедения история Средней Азии (Западного и Восточного Туркестана) является традиционной дисциплиной, начальный этап формирования которой относится к первой половине XIX века. Именно на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета и в Азиатском Музее Императорской Академии наук (ныне Институт восточных рукописей РАН) сложились те коллекции восточных рукописей и монет, которые стали

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=