Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия 382 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 В ходе исторического становления централизованной власти в Китае, пройдя этап ожесточенного противоборства двух учений—конфуцианства и легизма, противостояния понятий высокой морали и писаного закона, противопостав- ления 禮 ли как системы социальных норм и 刑 син как системы принуди- тельных мер, нацеленных на общую цель обеспечения порядка в государстве, произошел синтез двух подходов, позволивший укрепить конфуцианский базис социальных отношений путем наложения легистских представлений на систему государственного управления. С этого момента эффективным регулятором общественных отношений выступали именно социальные нормы, сложившиеся в рамках существовавших религиозно-философских учений в связи с провоз- глашением идеи самосовершенствования человека как существа социального. «Главнои оперативнои мерои обуздания дурных сторон человеческои натуры и достижения социальнои гармонии стали в конфуцианскои теории так назы- ваемые ли 禮 , трактовавшиеся как стереотипы поведения, соблюдать которые каждыи воспитанныи член общества обязан в силу морально-социального долга и 義 » 1 . Остальные источники права—нормативные правовые документы, правовой обычай и судебный прецедент — как внешние формы правотворче- ской деятельности становятся более значимыми в правовом регулировании не ранее эпохи династии Мин. До ХХ века юридическая терминология в китайском языке формировалась волнообразно. В рамках конфуцианской идеологии изложение норм соци- альных отношений базировалось на понятиях, которые были представлены в канонических текстах, прежде всего в трактате 禮記 «Ли цзи» (I в. до н. э.), зафиксировавшем идеал поведения человека в социуме, а также целый ряд терминов, характеризовавших «достойного мужа» ( 君子 цзюнь-цзы ) и его моральные ценности, реализуемые на принципах добровольности и добро- детельности. В итоге эти внутренние нормы и предписания и сформировали жесткую систему этических установок, с помощью которых обеспечивалась стабильность общества и государства, например, самая тяжелая кара предус- матривалась за сыновнюю непочтительность, то есть за нарушение социальной презумпции 孝 сяо «почитание родителей». Приоритетное место категории 礼 ли в системе общественного устройства Древнего Китая, которая на всем протяжении истории страны являла и до сих пор продолжает составлять основу внутриполитической деятельности государства, определяет трактат «Ли цзи», по значимости и влиянию на китайский социум сопоставимый с Библией в христианском мире 2 . 1 Рыбаков В. М. Танская бюрократия. Ч. 1: Генезис и структура. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009. С. 45. 2 Кейдун И. Б. Классический конфуцианский трактат «Ли цзи» и китайский ритуал конца XVII — начала XX в.: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2003.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=