Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия 436 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 Маяцкий Д. И. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург, РФ) Коллекция китайских «новых новогодних картин» в восточном собрании Научной библиотеки СПбГУ 1 Аннотация: В данной статье рассматривается альбом китайских картинок « синь няньхуа » (известны также как: «новые няньхуа », «новые новогодние картинки», «революционные няньхуа », «новые китайские народные картинки» и т. д.), недавно обнаруженный в Восточном отделе Научной библиотетки им. М. Горького СПбГУ. В первой части статьи автор дает краткую справку об истории жанров няньхуа и  синь няньхуа , дополнив ее сведениями о проводив- шихся в России и за рубежом исследованиями по данной теме. Автор объясняет разницу между няньхуа и синь няньхуа ; дает кодикологическое описание коллек- ции СПбГУ, включающей в себя 60 неповторяющихся изображений. Картинки классифицируются в соответствии с их размером, структурой и тематическим содержанием. Автор выделил картинки 16 тематических групп и предложил их краткую характеристику. В процессе изучения изображений автором было замечено, что большинство картинок связаны с основными политическими событиями, происходившими в Китае и мире в 1949 и 1950 гг. или чуть раньше. Они имеют политическое содержание и использовались Коммунистической партией Китая в качестве одного из средств пропаганды, поскольку были дешевы в изготовлении, удобны и понятны широким слоям населения. Также автор пытается найти связь между старыми и новыми няньхуа . Он устанавли- вает, что, невзирая на обновление содержания в  синь няньхуа и использование новых технологий при их печати, создатели картинок позаимствовали у няньхуа и китайской средневековой живописи ряд легко узнаваемых традиционных идей, форм, образов и деталей. Наблюдения автора подтверждаются демонстрируе- мым иллюстративным материалом. Статья может представлять интерес как для специалистов по политической истории Китая, так и для тех, кто занимается изучением китайского изобразительного искусства середины XX века. Также может использоваться в вузах при преподавании синологических дисциплин. Ключевые слова: китайское народное изобразительное искусство; китайская народная картина; китайская новогодняя картина; няньхуа ; новые няньхуа ; канон в искусстве; трансформация художественного канона. I. Введение Настоящая публикация посвящена исследованиюнебольшого собрания синь няньхуа , имеющегося в Восточном отделе Научной библиотеки им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета. Коллекция была обна- ружена автором недавно и о ее наличии в СПбГУ прежде не было известно. 1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного про- екта№19–59–52001: «Торговля, народные верования, искусствоикультура на традиционной ксилографической картине Китая из малоисследованных коллекций России и Тайваня».

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=