Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 437 Данная статья призвана ввести в научный оборот университетское собрание синь няньхуа . Впервые автором предлагается ее кодикологическое описание, анализ структуры и тематического содержания собрания, дополненный обзором ряда картин. На их примере исследуется проблема соединения в  синь няньхуа нового содержания с элементами «старых» няньхуа , китайской средневековой живописи и приметами традиционной культуры Китая. « Няньхуа » («новогодние картины» 年画 )—китайские народные ксилографи- ческие гравюры. Данный тип печати подразумевал использование деревянных досок-матриц из мягкой древесины. На досках мастера вырезали в зеркальном отражении изображения, затем поверх матриц наносилась краска, к ним прикла- дывались листыбумаги, на которых отпечатывались картины. Подобные гравюры появились в Китае еще в сунскую эпоху (960–1279), когда ксилография получила небывалое распространение. Их стали называть «новогодними», потому что значительная часть произведений традиционно изготавливалась и продавалась в канун китайского Нового года (конец января—начало февраля). Как правило, они были связаны с новогодней тематикой, содержали благопожелательные образыи использовались для украшения помещений. Но существовали народные картинки и с другим тематическим содержанием, создававшиеся по иным пово- дами имевшие иное функциональное предназначение. Поэтому использующийся для их обозначения термин носит скорее условный характер. Несмотря на то, что народные лубки в Китае были известны уже давно, сам термин « няньхуа », по словам их видного исследователя академика Б. Л. Рифтина (1932–2012), впервые возник в середине XIX века, когда был введен в оборот Ли Гуантином ( 李光廷 , 1812–1880 ) в его книге «Деревенские разговоры под смех» ( Сян янь цзе и 乡言解颐 1 ). Хотя в широкий обиход термин вошел только в 1920–1930-е годы 2 . «Новые няньхуа » (или «новые новогодние картины», синь няньхуа 新 年画 ) — разновидность художественных гравюр, создававшихся в Китае в 1930–1950-е годы в рамках «движения за новые новогодние картины» ( синь няньхуа юньдун 新年画运动 ) с целью идеологической пропаганды и массовой популяризации важных с точки зрения тогдашнего китайского руководства идей. Исследовательница И. Ф. Муриан называет их «современными китай- скими лубками» 3 . По сути, они представляли собой соединение китайского традиционного и массового вида искусства — изготовления лубков — с тех- никами западной плакатной живописи и новыми сюжетами, наполненными актуальным ярко выраженным политическим содержанием. Производство 1 李光廷。 乡言解颐。1849年。 [Ли Гуантин. Деревенские разговоры под смех. 1849 г.]. 2 Рифтин Б. Л. Няньхуа // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 6 т. Т. 6. Искусство / ред. М. Л. Титаренко и др. М.: Восточная литература, 2010. С. 684–686. 3 Муриан И. Ф. Китайский народный лубок. М.: Искусство, 1960. С. 90.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=