Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия 438 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 картинок довольно быстро переместилось в типографии, где стали использо- ваться современные печатные технологии. Массовость, низкая затратность, материальная и содержательная доступность бесхитростных и схематичных синь няньхуа должны были позволить максимально быстро сформировать в умах китайского крестьянства и представителей других низовых слоев насе- ления, служивших важнейшей опорой для Коммунистической партии Китая, необходимый уровень политического сознания, задать нужный вектор развития общества. Картинки впервые начали создаваться в 1938 году в Яньнаньской академии искусств имени Лу Синя и обрели исключительную популярность в период антияпонской (1937–1945) и гражданской войны в Китае (1927–1936 и 1946–1950 гг.) и в первые годы после образования КНР 1 . В России основоположником научного изучения искусства няньхуа был в начале XX в. академик В. М. Алексеев (1881–1951). Ему принадлежит став- шая хрестоматийной фундаментальная книга «Китайская народная картина» 2 , в которой он в серии статей осуществил многостороннее изучение китайского народного изобразительного искусства с позиций историка, лингвиста, этно- графа и культуролога. После академика В. М. Алексеева няньхуа исследовала М. Л. Рудова (Пчелина, 1927–2013). Она занималась изучением ленинградских коллекций картин, хранящихся в фондах Государственного Эрмитажа, Музея антропо- логии и этнографии, Российской национальной библиотеки и Государствен- ного музея истории религии. В своих публикациях особое внимание уделяла религиозным, театральным и историческим сюжетам 3 . В 1968 году ею была защищена кандидатская диссертация на тему «Народная картина няньхуа как источник для изучения духовной культуры Китая». Одновременно с М. Л. Рудовой, но в Москве (по материалам собрания Музея народов Востока) картину няньхуа изучала И. Ф. Муриан. В 1960 году она издала книгу (на нее мы ссылались выше), где раскрыла истоки няньхуа и проследила основные этапы в истории развития этого вида искусства вплоть до начала 1950-х годов 4 . Отдельную (заключительную) главу автор уделила 1 Муриан И. Ф. Китайский народный лубок. C. 92–94. 2 Алексеев В. М., Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М.: Наука, 1966. 260 с. 3 Рудова М. Л. Китайская театральная лубочная картина // Труды Государственного Эрмитажа. JI., 1958. Т. 2. С. 238–251; Рудова М. Л. Коллекция академика ВМАлексеева // Сообщения Государственного Эрмитажа . Т. XIX. Л., 1960. С. 38–41; Рудова М. Л. Систематизация китайских народных картин няньхуа ленинградских собраний // Труды Государственного Эрмитажа. Л., 1961. Т. 5. С. 286–298; Рудова М. Л. ЦайШэнь—Гуань Юй // Страны и народы Востока . Вып XI М., 1971. С. 105–118; Рудова М. Л. Китайская народная картинка. СПб.: Аврора; Калининград: Янтарный сказ, 2003. 64 с. 4 Муриан И. Ф. Китайский народный лубок.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=